Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НОТА́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 353-355

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев, П. Ю. Трубинов (современная и компьютерная нотация)

НОТА́ЦИЯ (лат. notatio, от nota – знак), спо­соб фик­са­ции му­зы­ки с по­мо­щью пись­мен­ных зна­ков (гра­фем). В от­ли­чие от ме­ха­нич. и эле­кт­рон­ных спо­со­бов ре­п­ро­дук­ции зву­ча­ще­го ма­те­риа­ла (на грам­пла­стин­ке, в аудио­фай­ле, по­сред­ст­вом гра­фи­ка зву­ко­во­го сиг­на­ла, его спе­кт­ра и т. п.), Н. пе­ре­да­ёт смысл спе­ци­фи­че­ски му­зы­каль­ной ло­ги­ки, вы­ра­жен­ной преж­де все­го в зву­ко­вы­сот­но­сти (напр., за­пись сеп­так­кор­да и его об­ра­ще­ний фик­си­ру­ет «тер­цо­вую ло­ги­ку» ак­кор­да не­за­ви­си­мо от строя му­зы­каль­но­го; знак аль­те­ра­ции, от­но­ся­щий­ся к диа­то­нич. сту­пе­ни ла­до­во­го зву­ко­ря­да, мо­жет оз­на­чать её хро­ма­тич. аль­те­ра­цию, и др.) и рит­ме (раз­мер и так­то­вая чер­та по­ка­зы­ва­ют ме­сто­по­ло­же­ние силь­ных и сла­бых до­лей, уров­ни рит­ми­че­ско­го де­ле­ния и др.). В ев­роп. куль­ту­ре Н. обес­пе­чи­ла со­хран­ность и пе­ре­да­чу му­зы­ки (гл. обр. про­фес­сио­наль­ной, или ком­по­зи­тор­ской) от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию; та­ким об­ра­зом, письм. муз. па­мят­ни­ки при­об­рели ста­тус пер­вич­но­го ис­точ­ни­ка для ис­пол­ни­тель­ских реа­ли­за­ций (ин­тер­пре­та­ций) му­зы­ки и на­уч. суж­де­ний о ней. В ка­че­ст­ве фи­зич. но­си­те­лей но­ти­ро­ван­ной му­зы­ки на раз­ных эта­пах ис­то­рии вы­сту­па­ли ка­мень, па­пи­рус, пер­га­мент, бу­ма­га, файл (для Н. по­сред­ст­вом циф­ро­во­го ко­да) и др. Су­ще­ст­ву­ет неск. ос­нов­ных ти­пов но­та­ции.

Бу­к­вен­ная Н. (гра­фе­мы на ос­но­ве др.-греч., позд­нее лат. ал­фа­ви­та). Древ­ней­шие в Ев­ро­пе со­хра­нив­шие­ся об­раз­цы (4 в. до н. э.) вос­хо­дят к куль­ту­ре антич­ной Гре­ции. Греч. бу­к­вы (с гра­фич. мо­ди­фи­ка­ция­ми) пред­став­ля­ли со­бой со­кра­щён­ные обо­зна­че­ния сту­пе­ней («струн») Со­вер­шен­ной сис­те­мы (напр., «С» в ли­дий­ском ла­ду со­от­вет­ст­ву­ет ги­па­те сред­них, а «Ф» в нём же – диа­то­ни­че­ской ли­ха­не низ­ших). Ка­ж­дой сту­пе­ни при­су­ще спе­ци­фич. ин­тер­валь­ное по­ло­же­ние (зна­че­ние, оп­ре­де­ляю­щее­ся от­но­ше­ни­ем к ок­ру­жаю­щим её др. сту­пе­ням; та­кое зна­че­ние сту­пе­ни зву­ко­ря­да ны­не на­зы­ва­ют мо­даль­ной функ­ци­ей). Пред­по­ло­жи­тель­но для ка­ж­до­го из др.-греч. ла­дов («то­нов») во всех ро­дах интервальных систем су­ще­ст­во­вал свой на­бор букв, при­чём от­дель­но для му­зы­ки во­каль­ной (т. н. во­каль­ная Н.) и ин­ст­ру­мен­таль­ной (т. н. ин­ст­ру­мен­таль­ная Н.). По­сколь­ку (от­но­си­тель­ные) мо­даль­ные функ­ции Со­вер­шен­ной сис­те­мы за­ра­нее из­вест­ны, вы­сот­ные зна­че­ния в совр. рас­шиф­ров­ках др.-греч. му­зы­ки мо­гут быть пе­ре­да­ны со зна­чит. сте­пе­нью точ­но­сти. В др.-греч. бу­к­вен­ной Н. су­ще­ст­во­ва­ли и зна­ки для обо­зна­че­ния рит­ма, од­на­ко сис­тем­но­го пред­став­ле­ния о них со­ста­вить не­воз­мож­но. В ан­тич­ном Ри­ме, су­дя по тео­ре­тич. сви­де­тель­ст­вам (нот­ные па­мят­ни­ки не сохр.), поль­зо­ва­лись др.-греч. сис­те­мой. Лат. бу­к­вен­ная Н. бы­ла по­строе­на как уп­ро­щён­ная мо­дель гре­че­ской. Бу­к­вы A, B (в двух на­чер­та­ни­ях, квад­рат­ном и круг­лом), C, D, E, F, G пред­став­ля­ют со­бой те же мо­даль­ные функ­ции, но опи­сы­ва­ют лишь мик­со­диа­то­ни­че­ский зву­ко­ряд в диа­па­зо­не ок­та­вы (ко­то­рый ле­жал в ос­но­ве ср.-век. цер­ков­ной мо­но­дии ка­то­ли­ков). Ав­тор­ст­во лат. бу­к­вен­ной Н. тра­ди­ци­он­но при­пи­сы­ва­ет­ся Гви­до Аре­тин­ско­му; в дей­ст­ви­тель­но­сти она ре­ги­ст­ри­ру­ет­ся в бо­лее ран­них ано­ним­ных трак­та­тах 11 в. С не­зна­чит. из­ме­не­ния­ми эта бу­к­вен­ная Н. ис­поль­зу­ет­ся по­ны­не (напр., для обо­зна­че­ния то­наль­но­стей).

Невменная нотация.

Не­вмен­ная Н. (см. в ст. Не­вмы). Мне­мо­ни­че­ская Н. без точ­но­го обо­зна­че­ния зву­ко­вы­сот, но ука­зы­ваю­щая на аго­ги­ку, муз. ди­на­ми­ку и др. ис­пол­ни­тель­ские ню­ан­сы, а так­же уточ­няю­щая оз­ву­чи­ва­ние бо­го­слу­жеб­но­го тек­ста. Ис­поль­зо­ва­лась гл. обр. для за­пи­си во­каль­но­го од­но­го­ло­сия в ка­то­лич. и пра­во­слав­ном оби­хо­де. Тра­ди­ци­он­ная для рус. зна­мен­но­го пе­ния Н. – крю­ки, для арм. бо­го­слу­жеб­ной мо­но­дии – ха­зы.

Ли­ней­ная Н. (нот­ные зна­ки раз­ме­ща­ют­ся на го­ри­зон­таль­ных ли­ней­ках). Осо­бен­но зна­чи­мая ис­то­рич. фор­ма – мен­зу­раль­ная но­та­ция, фик­си­рую­щая вы­со­ту зву­ка и ритм; ис­поль­зо­ва­лась в Ев­ро­пе в 13–17 вв., пре­им. для за­пи­си мно­го­голос­ной му­зы­ки. Пя­ти­ли­ней­ная так­то­вая Н., сло­жив­шая­ся в Зап. Ев­ро­пе к 17 в., при­об­ре­ла и име­ет по­ны­не ста­тус стан­дарт­ной фор­мы за­пи­си му­зы­ки. См. Нот­ное пись­мо.

Та­бу­ла­тур­ная Н. (см. в ст. Та­бу­ла­ту­ра). В Ев­ро­пе с 14 в. со­кра­щён­ная за­пись му­зы­ки для ор­га­на, позд­нее – для струн­ных (лют­ни, виу­элы, ги­та­ры и др.), а так­же для кла­виш­ных му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тов; бы­ла осо­бен­но рас­про­стра­не­на в 16–17 вв.

Дасийная нотация.

Сме­шан­ная Н. (бу­к­вен­но-ли­ней­ная). Спе­ци­фич. фор­ма сме­шан­ной Н. – т. н. да­сий­ная. В ос­но­ве да­сий­ной Н. ле­жит гра­фе­ма осо­бо­го на­чер­та­ния – да­сия (от греч. [προσδα] δασεα – гус­тое при­ды­ха­ние) в осн. ви­де и в разл. гра­фич. мо­ди­фи­ка­ци­ях (ин­вер­сии, при­знá­ки, «чу­жие» гра­фич. эле­мен­ты). Зна­ки рас­по­ла­га­лись на го­ри­зон­таль­ных ли­ней­ках и в на­ча­ле ка­ж­дой из них (по­след­ние – на­по­до­бие позд­ней­ших клю­чей). По­сколь­ку ка­ж­дый знак стро­го за­кре­п­лён за сту­пе­нью спе­ци­фич. «да­сий­но­го» зву­ко­ря­да (из 4 тет­ра­хор­дов оди­на­ко­во­го строе­ния, от­де­лён­ных друг от дру­га це­лым то­ном), в па­мят­ни­ках од­но­го­лос­ной му­зы­ки ли­ней­ки мог­ли от­сут­ст­во­вать; во всех слу­ча­ях ритм не но­ти­ро­вал­ся. В да­сий­ной Н. за­фик­си­ро­ва­ны пер­вые об­раз­цы ев­роп. проф. мно­го­го­ло­сия (9 в.). Бу­к­вен­но-циф­ро­вая и ли­ней­ная за­пись со­че­та­ют­ся в Н. ге­не­рал- ба­са эпо­хи ба­рок­ко, а так­же джа­за.

Пе­ре­чис­лен­ные ти­пы Н. ис­поль­зо­ва­лись так­же в не­ев­ро­пей­ских тра­диц. куль­ту­рах. В стра­нах Азии для ин­ст­ру­мен­тов, в осо­бен­но­сти струн­ных, ши­ро­ко при­ме­ня­лась та­бу­ла­ту­ра: с 6 в. из­вест­на та­бу­ла­ту­ра для кит. ци­ня, со 2-й пол. 8 в. – для япон. би­вы; та­бу­ла­тур­ная за­пись про­из­во­ди­лась и араб. муз. тео­ре­ти­ка­ми. Из­вест­на так­же бу­к­вен­ная Н. (напр., за­пись ин­дий­ской ра­ги, где сло­ги обо­зна­ча­ют мо­даль­ные функ­ции зву­ко­ря­да).

Ряд позд­них Н. (но­во­ар­мян­ская, но­во­ин­дий­ская, но­во­ки­тай­ская, но­во­ин­до­не­зий­ская и др.) раз­ра­бо­та­ны на ос­но­ве ев­роп. нот­но­го пись­ма.

Современная нотация.

Со­вре­мен­ная Н. Этим ус­лов­ным по­ня­ти­ем объ­е­ди­ня­ют­ся разл. не­уни­фи­ци­ров. и экс­пе­рим. фор­мы фик­са­ции му­зы­ки в со­чи­не­ни­ях ком­по­зи­то­ров 20–21 вв., ис­поль­зую­щих совр. тех­ни­ки муз. ком­по­зи­ции (алеа­то­ри­ка, со­но­ри­ка, се­риа­лизм, кон­крет­ная му­зы­ка, элек­трон­ная му­зы­ка, ми­ни­ма­лизм и др.). В от­ли­чие от вы­ше­на­зван­ных ти­пов, совр. Н. не сво­дит­ся к еди­но­му или не­сколь­ким нор­ма­ти­вам (что объ­яс­ня­ет­ся эс­те­тич. ус­та­нов­кой на ин­ди­ви­дуа­ли­за­цию сти­ля и стрем­ле­ни­ем ком­по­зи­то­ра к не­пре­мен­но­му об­нов­ле­нию муз. язы­ка). Для совр. Н. ха­рак­тер­ны: про­из­воль­ные сло­вес­ные ин­ст­рук­ции; ус­лов­ные зна­ки и пик­то­грам­мы (для обо­зна­че­ния но­вых приё­мов зву­ко­из­вле­че­ния на тра­диц. ин­ст­ру­мен­тах, а так­же ре­жи­мов ра­бо­ты элек­трон­ных ин­ст­ру­мен­тов и сце­нич. обо­ру­до­ва­ния); варь­и­ро­ван­ные по ве­ли­чи­не, фор­ме и внутр. ри­сун­ку нот­ные го­лов­ки (для обо­зна­че­ния дли­тель­но­сти, ди­на­ми­ки, спо­со­ба из­вле­че­ния зву­ка); шти­ли без нот­ных го­ло­вок (эк­ме­ли­ка) и рас­ще­п­лён­ные шти­ли (для за­пи­си уве­ли­чен­ных уни­со­нов и кла­сте­ров); вяз­ки варь­и­руе­мой фор­мы и тол­щи­ны (для обо­зна­че­ния не­де­тер­ми­ни­ро­ван­ных дли­тель­но­стей, а так­же осо­бых приё­мов зву­ко­из­вле­че­ния), в т. ч. схо­дя­щие­ся и рас­хо­дя­щие­ся (для обо­зна­че­ния ло­каль­ных и по­сте­пен­ных из­ме­не­ний ско­ро­сти и/или гром­ко­сти); до­пол­нит. зна­ки аль­те­ра­ции (мик­ро­хро­ма­ти­ка); го­ри­зон­таль­ные по­ло­сы, в т. ч. со стрел­ка­ми, обо­зна­чаю­щие вре­мя зву­ча­ния отд. но­ты, а так­же по­вто­ры пас­са­жа или бо­лее круп­но­го фор­мо­об­ра­зую­ще­го эле­мен­та; вер­ти­каль­ные по­ло­сы разл. кон­фи­гу­ра­ции (ука­зы­ваю­щие на все или из­бран­ные зву­ки ох­ва­чен­но­го диа­па­зо­на при за­пи­си кла­сте­ров); вол­ни­стые ли­нии (оп­ре­де­ляю­щие ам­пли­ту­ду виб­ра­то, при­мер­ный рель­еф им­про­ви­зи­руе­мой ме­лодии); кон­ту­ры разл. кон­фи­гу­ра­ции, обо­зна­чаю­щие од­но­вре­мен­но на­прав­ле­ние дви­же­ния, раз­ме­ры кла­сте­ра, гром­кость и про­дол­жи­тель­ность зву­ча­ния; та­бу­ла­ту­ры с обо­зна­че­ния­ми спе­ци­фич. приё­мов ис­пол­не­ния для кон­крет­но­го ин­ст­ру­мен­та; на­ру­ше­ние вер­ти­каль­но­го ран­жи­ра с ука­за­ни­ем отд. то­чек син­хро­ни­за­ции пар­тий; бес­так­то­вая Н., не­синхрон­ные так­ты в раз­ных пар­ти­ях, не­стан­дарт­ные счёт­ные до­ли; про­пор­цио­наль­ная Н. (с от­ка­зом от тра­диц. дис­крет­ной сис­те­мы дли­тель­но­стей и при­ме­няе­мых в ней зна­ков и пол­ной пе­ре­да­чей этой функ­ции го­ри­зон­таль­но­му ран­жи­ру); хро­но­мет­рич. сет­ка, гра­фи­ки и таб­ли­цы; про­из­воль­ный ри­су­нок (в т. ч. аб­ст­ракт­ный), пред­на­зна­чен­ный для со­зер­ца­ния ис­пол­ни­те­лем и ме­та­фи­зич. воз­дей­ст­вия на его ду­шу ли­бо для ма­шин­ной ин­тер­пре­та­ции по за­дан­но­му ин­же­не­ром ал­го­рит­му (как, напр., на син­те­за­то­ре АНС). По­сколь­ку пе­ре­да­ча столь ин­ди­ви­ду­али­зи­ро­ван­ной Н. по­сред­ст­вом но­то­пе­ча­та­ния край­не за­труд­не­на, про­из­ве­де­ния совр. ком­по­зи­то­ров час­то рас­про­стра­ня­ют­ся в ви­де фак­си­миль­но­го вос­про­из­ве­де­ния ав­тор­ской ру­ко­пи­си.

Ком­пь­ю­тер­ная Н. Ко­ди­фи­ка­ция нот и лю­бых гра­фем и ти­пов Н. с по­мо­щью уни­фи­ци­ро­ван­но­го про­грамм­но­го ко­да. Во 2-й пол. 20 в. поя­ви­лись ком­пь­ю­тер­ные про­грам­мы-но­та­то­ры (нот­ные ре­дак­то­ры), час­тич­но ав­то­ма­ти­зи­рую­щие про­цес­сы но­то­пе­ча­та­ния («Score», «Finale», «Sibelius» и др.). Как пра­ви­ло, ка­ж­дая про­грам­ма име­ет своё внутр. пред­став­ле­ние дан­ных муз. Н. и со­от­вет­ст­вую­щий ему дво­ич­ный фор­мат фай­ла, опи­сы­ваю­щий тра­диц. пя­ти­ли­ней­ную Н. со сте­пе­нью точ­но­сти, со­от­вет­ст­вую­щей функ­цио­наль­ным воз­мож­но­стям про­грам­мы. Из­на­чаль­но ка­ж­дая из про­грамм пред­став­ля­ла со­бой замк­ну­тую сис­те­му, под­ра­зу­ме­вав­шую со­вер­ше­ние пол­но­го цик­ла ра­бо­ты с нот­ным тек­стом (ввод, прав­ка, вёр­ст­ка, пе­чать) толь­ко внут­ри неё. Един­ст­вен­ная связь с «внеш­ним ми­ром» осу­ще­ст­в­ля­лась че­рез фор­мат MIDI, воз­ник­ший в 1983 и пред­на­зна­чен­ный для об­ме­на дан­ны­ми ме­ж­ду элек­трон­ны­ми муз. ин­ст­ру­мен­та­ми. Фор­мат MIDI по­зво­лял опи­сы­вать лишь осн. па­ра­мет­ры Н.: вы­бор ин­ст­ру­мен­та, вы­со­ту и дли­тель­ность но­ты. Это­го бы­ло дос­та­точ­но, что­бы ис­поль­зо­вать для на­чаль­но­го нот­но­го на­бо­ра разл. MIDI-кон­трол­ле­ры (гл. обр. кла­виш­ные), а так­же импор­ти­ро­вать MIDI-фай­лы, под­го­тов­лен­ные для се­к­вен­це­ров. По ме­ре рас­ши­ре­ния воз­мож­но­стей про­грамм-но­та­то­ров и с раз­ви­ти­ем до­пол­нит. ути­лит (осу­ще­ст­в­ляю­щих оп­тич. рас­по­зна­ва­ние но­та­ции, экс­порт в веб-стра­ни­цы, функ­ции по­ис­ка, ста­ти­сти­ки, ана­ли­за и др.) воз­ник­ла по­треб­ность в фор­ма­те, по­зво­ляю­щем опи­сы­вать Н. во всей пол­но­те и еди­но­об­раз­но с точ­ки зре­ния не­кое­го фор­ма­ли­зо­ван­но­го язы­ка. Уни­вер­саль­ный спо­соб ко­ди­фи­ка­ции был не­об­хо­дим для обес­пе­че­ния пе­ре­но­си­мо­сти фай­лов муз. Н. ме­ж­ду про­грам­ма­ми с учё­том их пер­спек­тив­ной раз­ра­бот­ки в на­прав­ле­нии боль­ше­го ох­ва­та раз­но­об­раз­ных фе­но­ме­нов ста­рин­ной и осо­бен­но совр. Н. Та­ким уни­вер­саль­ным фор­ма­том стал по­я­вив­ший­ся в 2005 об­ще­до­ступ­ный фор­мат MusicXML, в ко­то­ром эле­мен­ты, па­ра­мет­ры и кон­цеп­ции нор­ма­тив­ных ти­пов Н. еди­но­об­раз­но опи­сы­ва­ют­ся в рам­ках спе­ци­фи­ка­ции XML. Фор­мат MusicXML по­сто­ян­но раз­ви­ва­ет­ся, к маю 2011 с ним мог­ли ра­бо­тать св. 140 ком­мерч. и пуб­лич­ных бес­плат­ных про­грамм. Разл. про­грам­мы для ра­бо­ты со зву­ком под­дер­жи­ва­ют ото­бра­же­ние ра­бо­че­го ма­те­риа­ла в ви­де лент, гра­фи­ков, таб­лиц и лис­тин­гов про­грамм­но­го ко­да, сле­дуя при этом кон­цеп­ци­ям, вы­ра­бо­тан­ным ра­нее для Н. элек­трон­ной му­зы­ки. Од­на­ко та­кая Н. не яв­ляет­ся не­об­хо­ди­мым эле­мен­том для ис­пол­не­ния му­зы­ки, она су­ще­ст­ву­ет па­рал­лель­но с уже за­пи­сан­ным зву­ча­ни­ем и слу­жит сво­его ро­да па­не­лью управ­ле­ния зву­ко­вой про­грам­мой, по­зво­ляя ин­те­рак­тив­но вно­сить из­ме­не­ния в ма­те­ри­ал. Кро­ме то­го, эта фор­ма Н. мо­жет быть ис­поль­зо­ва­на как «пост­пар­ти­ту­ра» для по­сле­дую­ще­го изу­че­ния му­зы­кан­тами. Важ­ное свой­ст­во ком­пь­ю­тер­но­го пред­став­ле­ния Н. – воз­мож­ность по­втор­но ис­поль­зо­вать тот же «циф­ро­вой» нот­ный текст в др. фор­ме или в др. кон­тек­сте. Су­ще­ст­ву­ют воз­мож­но­сти бы­ст­ро кон­вер­ти­ро­вать ма­те­ри­ал на­бран­ной пар­ти­ту­ры в ор­ке­ст­ро­вые го­ло­са, пе­ре­ло­жить ори­ги­нал для др. со­ста­ва, вы­пол­нить ди­рек­ци­он, транс­по­ни­ро­вать на лю­бой ин­тер­вал, из­влечь лю­бые фраг­мен­ты (напр., нот­ные при­ме­ры для учеб­ных и на­уч. це­лей), соз­дать ау­дио­файл.

Лит.: Riemann H. Studien zur Geschichte der Notenschrift. Lpz., 1878; idem. Die Ent­wicklung unserer Notenschrift. Lpz., 1881; Par­rish C. The notation of medieval music. L., 1958; Apel W. The notation of polyphonic music, 900–1600. 5th ed. Camb. (Mass.), 1961; Stäb­lein B. Schriftbild der einstimmigen Musik. Lpz., 1975 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 3. Lfg 4); Stone K. Music notation in the twen­tieth century. N. Y., 1980; Besseler H., Gülke P. Schriftbild der mehrstimmigen Musik. 2. Aufl. Lpz., 1981 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 3. Lfg 5); Rastall R. The notation of Western music. N. Y., 1983; Бар­со­ва И. А. Очер­ки по ис­то­рии пар­ти­тур­ной но­та­ции. М., 1997; Ле­бе­дев С. Н. Об од­ном свой­ст­ве да­сий­ной но­та­ции // Ars notandi. М., 1997; Ду­би­нец Е. А. Зна­ки зву­ков. О со­вре­мен­ной му­зы­каль­ной но­та­ции. К., 1999; Тру­би­нов П. Ю. Вы­со­та зву­ка в ком­пь­ю­тер­ном пред­став­ле­нии // Клас­си­ка и XX век. СПб., 1999; он же. Вре­мя в нот­ной гра­фи­ке: во­про­сы ком­пь­ю­тер­ной фор­ма­ли­за­ции // Ритм и фор­ма. СПб., 2002; Кар­цев А. А., Оле­нев Ю. М., Пав­чин­ский С. Э. Ру­ко­вод­ст­во по гра­фи­че­ско­му офо­рм­ле­нию нот­но­го те­кс­та. 3-е изд. СПб., 2007; Gould E. Behind bars. L., 2011.

Вернуться к началу