Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХА́ЗЫ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 707

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ХА́ЗЫ, раз­но­вид­ность невм, при­ме­няв­шая­ся в арм. цер­ков­ной мо­но­дии. Не­вмен­ная арм. но­та­ция за­ро­ди­лась в 8–9 вв. (пред­по­ло­жи­тель­но по ини­циа­ти­ве Сте­па­но­са Сю­не­ци II), окон­ча­тель­но сло­жи­лась в 12–13 вв. (Нер­сес Шно­ра­ли, Гри­гор Хул, Ге­ворк Скев­ра­ци и др.). За­фик­сиро­ва­на в гл. ха­зо­вых пев­че­ских кни­гах – Ша­рак­ноц (Гим­на­рий), Ман­ру­сум и Ганд­за­ран (сб-ки ме­лиз­ма­ти­че­ских пес­но­пе­ний). Воз­ник­но­ве­ние Х. под влия­ни­ем па­лео­ви­зан­тий­ской но­та­ции не от­ме­ня­ет их са­мо­быт­но­сти, о ко­то­рой свиде­тель­ст­ву­ют осо­бен­ные на­чер­та­ния, на­име­но­ва­ния и со­от­но­ше­ния гра­фем. X. раз­де­ля­ют­ся на 3 осн. ка­те­го­рии: 1) эк­фо­не­ти­че­ские зна­ки-ак­цен­ты, ука­зы­ваю­щие на свое­об­раз­но ак­цен­ти­ро­ван­ные по­вы­ше­ния и по­ни­же­ния го­ло­са; 2) гра­фич. изо­бра­же­ние хей­ро­но­ми­че­ских жес­тов; 3) сво­его ро­да муз. идео­грам­мы – ус­лов­ные зна­ки, обо­зна­чаю­щие от­но­си­тель­но про­стран­ные ме­ло­ди­че­ские фра­зы. Рас­шиф­ров­ка Х. (ко­то­рой ос­но­ва­тель­но за­ни­мал­ся, в ча­ст­но­сти, Ко­ми­тас) пред­став­ля­ет про­бле­му муз. па­лео­гра­фии.

Лит.: Таг­ми­зян Н. К. Тео­рия му­зы­ки в древ­ней Ар­ме­нии. Ер., 1977.

Вернуться к началу