Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИНА́МИКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2007 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Рагс

ДИНА́МИКА в му­зы­ке, од­на из сто­рон ор­га­ни­за­ции му­зы­ки, свя­зан­ная с из­ме­не­ния­ми во вре­ме­ни гром­ко­сти, плот­но­сти зву­ча­ния и тем­па. Д. оп­ре­де­ля­ет­ся дей­ст­ви­ем различных свойств музыкально­го зву­ка (вы­со­та, гром­кость, дли­тель­ность, тембр) как по от­дель­но­сти, так и в ком­плек­се, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся плав­но­стью или скач­ко­об­раз­но­стью, ин­тен­сив­но­стью и час­то­той смен тех или иных па­ра­мет­ров. Она про­яв­ля­ет­ся в ме­ло­дии, гар­мо­нии (ак­кор­до­вых свя­зях и то­наль­ном раз­ви­тии), в рит­ми­ке, тем­пе, фак­ту­ре и т. п., на раз­ных уров­нях ста­нов­ле­ния музыкального це­ло­го (напр., в от­дель­но взя­том зву­ке, в мо­ти­ве, фра­зе, час­ти, цик­ле). Изу­че­ние Д. со­при­ка­са­ет­ся с во­про­са­ми музыкальной ин­тонации, об­раз­но­го со­дер­жа­ния му­зы­ки, тео­ри­ей и ис­то­ри­ей музыкальных сти­лей.

В му­зы­ко­ве­де­нии наи­бо­лее де­таль­но изу­че­на гром­ко­ст­ная Д. Тща­тель­но раз­ра­бо­та­на сис­те­ма обо­зна­че­ния ди­на­ми­че­ских от­тен­ков (в осн. при­ме­ня­ют­ся итал. тер­ми­ны): forte (сокр. $\boldsymbol f$) – силь­но, гром­ко; piano ($\boldsymbol p$) – сла­бо, ти­хо; mezzo forte ($\boldsymbol m \boldsymbol f$) – уме­рен­но гром­ко; mezzo piano (𝒎𝒑) – уме­рен­но ти­хо; fortissimo (𝒇𝒇) – очень гром­ко; pianissimo (𝒑𝒑 ) – очень ти­хо; forte-fortissimo (𝒇𝒇𝒇 ) – чрез­вы­чай­но гром­ко; piano-pianissimo (ppp) – чрез­вы­чай­но ти­хо; crescendo (гра­фич. изо­бра­же­ние: S ) – по­сте­пен­но уси­ли­вая; diminuendo (T) – по­сте­пен­но за­ти­хая; sforzando (𝒔𝒇) – на­пря­гая си­лы, т. е. вне­зап­но уси­ли­вая гром­кость отдельного зву­ка (ак­кор­да); subito оз­на­ча­ет вне­зап­ную сме­ну ди­на­мического от­тен­ка. Гром­ко­ст­ная Д. име­ет непос­ред­ственное от­но­ше­ние к ин­тер­пре­та­ции, при­чём ди­на­мические ука­за­ния, дан­ные ком­по­зи­то­ром, хо­тя и обя­за­тель­ны для ис­пол­не­ния, но до­пус­ка­ют в ши­ро­ких пре­де­лах ин­ди­ви­ду­аль­ную трак­тов­ку (в ря­де слу­ча­ев ди­на­мические ука­за­ния при­над­ле­жат не ком­по­зи­то­рам, а ре­дак­то­рам нот­ных из­да­ний). Су­ще­ст­вую­щая ти­по­ло­гия гром­ко­ст­ной Д. име­ет ис­то­ри­ческий ха­рак­тер, от­ра­жа­ет оп­ре­де­лён­ные эта­пы ос­вое­ния средств музыкальной вы­ра­зи­тель­но­сти [для му­зы­ки ба­рок­ко ха­рак­тер­на сту­пен­ча­тая (тер­ра­со­об­раз­ная) Д., для му­зы­ки ман­гейм­ской шко­лы – Д. по­сте­пен­ных пе­ре­хо­дов от forte к piano или на­обо­рот, для се­риа­лиз­ма – се­рии гром­ко­стей, для ми­ни­ма­лиз­ма – дли­тель­ное вы­дер­жи­ва­ние од­но­го ди­на­мического ню­ан­са (гром­ко­ст­ная ста­ти­ка)]. Не­ко­то­рые спец. во­про­сы Д. рас­смат­ри­ва­ют­ся в муз. аку­сти­ке, фи­зио­ло­гии муз. слу­ха, муз. пси­хо­ло­гии (зон­ная при­ро­да ди­на­мич. слу­ха, по Н. А. Гар­бу­зо­ву), ин­ст­ру­мен­то­ве­де­нии (напр., ди­на­мич. ха­рак­те­ри­сти­ки муз. ин­ст­ру­мен­тов), тео­рии ин­ст­ру­мен­тов­ки, ис­то­рии ор­ке­ст­ро­вых сти­лей.

Лит.: Riemann H. Musikalische Dynamik und Agogik. Hamb., 1884; Boehm K. Die Dynamik in der Musik vom Barock bis [zur] Moderne. W., 1975; Со­ко­лов А. Гром­ко­ст­ная ди­на­ми­ка как пред­мет ана­ли­за // Про­бле­мы му­зы­каль­ной нау­ки. М., 1983. Вып. 5; Patier D. La dynamique musicale au XVIIIe siècle. Lille, 1983; Thiemel M. Tonale Dynamik: Theorie, musikalische Praxis und Vortragslehre seit 1800. Sinzig, 1996. См. так­же лит. при стать­ях Ин­ст­ру­мен­тов­ка, Ин­тер­пре­та­ция в му­зы­ке, Му­зы­каль­ная фор­ма.

Вернуться к началу