ДИНА́МИКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИНА́МИКА в музыке, одна из сторон организации музыки, связанная с изменениями во времени громкости, плотности звучания и темпа. Д. определяется действием различных свойств музыкального звука (высота, громкость, длительность, тембр) как по отдельности, так и в комплексе, характеризуется плавностью или скачкообразностью, интенсивностью и частотой смен тех или иных параметров. Она проявляется в мелодии, гармонии (аккордовых связях и тональном развитии), в ритмике, темпе, фактуре и т. п., на разных уровнях становления музыкального целого (напр., в отдельно взятом звуке, в мотиве, фразе, части, цикле). Изучение Д. соприкасается с вопросами музыкальной интонации, образного содержания музыки, теорией и историей музыкальных стилей.
В музыковедении наиболее детально изучена громкостная Д. Тщательно разработана система обозначения динамических оттенков (в осн. применяются итал. термины): forte (сокр. $\boldsymbol f$) – сильно, громко; piano ($\boldsymbol p$) – слабо, тихо; mezzo forte ($\boldsymbol m \boldsymbol f$) – умеренно громко; mezzo piano (𝒎𝒑) – умеренно тихо; fortissimo (𝒇𝒇) – очень громко; pianissimo (𝒑𝒑 ) – очень тихо; forte-fortissimo (𝒇𝒇𝒇 ) – чрезвычайно громко; piano-pianissimo (ppp) – чрезвычайно тихо; crescendo (графич. изображение: S ) – постепенно усиливая; diminuendo (T) – постепенно затихая; sforzando (𝒔𝒇) – напрягая силы, т. е. внезапно усиливая громкость отдельного звука (аккорда); subito означает внезапную смену динамического оттенка. Громкостная Д. имеет непосредственное отношение к интерпретации, причём динамические указания, данные композитором, хотя и обязательны для исполнения, но допускают в широких пределах индивидуальную трактовку (в ряде случаев динамические указания принадлежат не композиторам, а редакторам нотных изданий). Существующая типология громкостной Д. имеет исторический характер, отражает определённые этапы освоения средств музыкальной выразительности [для музыки барокко характерна ступенчатая (террасообразная) Д., для музыки мангеймской школы – Д. постепенных переходов от forte к piano или наоборот, для сериализма – серии громкостей, для минимализма – длительное выдерживание одного динамического нюанса (громкостная статика)]. Некоторые спец. вопросы Д. рассматриваются в муз. акустике, физиологии муз. слуха, муз. психологии (зонная природа динамич. слуха, по Н. А. Гарбузову), инструментоведении (напр., динамич. характеристики муз. инструментов), теории инструментовки, истории оркестровых стилей.