ИНТЕРПРЕТА́ЦИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНТЕРПРЕТА́ЦИЯ в музыке, звуковая реализация муз. произведения в процессе его исполнения. Муз. произведение, существующее в виде завершённой композиции как идеальный объект (в оригинальном, записанном композитором, либо отредактированном виде), с неизбежностью влечёт за собой И. и в процессе исполнения подвергается конкретному субъективному истолкованию. Вербальная характеристика И. затруднена, поэтому науч. анализ И. ограничивается регистрацией формальных, поддающихся учёту и классификации параметров воспроизведения: чистота интонации, интонац. и динамич. оттенки (см. Динамика в музыке), приёмы исполнительской техники (штрихи, атака, вибрато), темп и продолжительность звучания, отклонения от фиксированного нотной записью текста (в т. ч. агогика) и др. При выявлении характерности данной И. применяется метод сравнения с другими И. того же муз. произведения тем же исполнителем, того же муз. произведения др. исполнителем. Богатый материал для такого рода сравнений даёт, напр., исполнение «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха С. Т. Рихтером, Г. Гульдом, А. М. Волконским. Наиболее крупные исполнители способны создать яркие, легкоузнаваемые И., которые наряду с самим муз. произведением приобретают непреходящее худож. значение. К музыке, не имеющей законченного нотного оригинала, термин «И.» неприменим; процесс музицирования, где значит. роль отводится стилистически выдержанной импровизации, может быть охарактеризован как создание худож. произведения в процессе его исполнения, как творч. «пересочинение» (музыка европ. Средневековья и Возрождения, некоторые виды новейшей музыки), «воспроизведение» (нар. музыка, неевропейская проф. музыка устной традиции). См. также Аутентичное исполнительство, Алеаторика, Музыка.