Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНТОНА́ЦИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 469

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ИНТОНА́ЦИЯ в му­зы­ке, 1) ме­ло­дич. фор­му­ла псал­мо­во­го то­на (см. в ст. Псал­модия). 2) В гри­го­ри­ан­ском хо­ра­ле – ис­пол­няе­мая со­лис­том на­чаль­ная ме­ло­дич. фраза, под­хва­ты­вае­мая да­лее хо­ром (в ин­трои­тах, Credo, Маг­ни­фи­ка­те и др.). 3) Ма­лень­кая ор­ган­ная пье­са (пре­лю­дия) для на­строй­ки хо­ра (напр., у А. и Дж. Габ­рие­ли). 4) Сте­пень муз. и аку­стич. точ­но­сти вос­про­из­ве­де­ния вы­со­ты и ха­рак­те­ра зву­ков (со­зву­чий) в пе­нии и иг­ре на ин­ст­ру­мен­тах гл. обр. со сво­бод­ным и под­виж­ным (не­фик­си­ро­ван­ным) стро­ем. Так­же сте­пень аку­стич. вы­рав­нен­но­сти строя и тем­бра, напр. ор­ган­ных труб. Ин­то­на­ци­он­ная не­точ­ность (фальшь) на­зы­ва­ет­ся де­то­ни­ро­ва­ни­ем. 5) В отеч. му­зы­коз­на­нии (от­час­ти под влия­ни­ем ли­те­ра­ту­ро­ведч. тео­рий 1920-х гг., ка­саю­щих­ся «ме­ло­дии», или «му­зы­ки» сти­ха) тер­мин «И.» стал оз­на­чать зву­ко­вое во­пло­ще­ние ши­ро­ко трак­туе­мой муз. мыс­ли. По­след­няя, в рус­ле идей Б. В. Асафь­е­ва, рас­смат­ри­ва­ет­ся как про­яв­ле­ние со­ци­аль­но и ис­то­ри­че­ски де­тер­ми­ни­ро­ван­но­го че­ло­ве­че­ско­го со­зна­ния. По Аса­фье­ву, му­зы­ка – ис­кус­ст­во «ин­то­ни­руе­мо­го смыс­ла».

Лит.: Асафь­ев Б. В. Ре­че­вая ин­то­на­ция. М.; Л., 1965; он же. Му­зы­каль­ная фор­ма как про­цесс. 2-е изд. Л., 1971; На­зай­кин­ский Е. В. О пси­хо­ло­гии му­зы­каль­но­го вос­при­ятия. М., 1972; Ор­ло­ва Е. М. Ин­то­на­ци­он­ная тео­рия Асафь­е­ва как уче­ние о спе­ци­фи­ке му­зы­каль­но­го мыш­ле­ния: Ис­то­рия. Ста­нов­ле­ние. Сущ­ность. М., 1984.

Вернуться к началу