Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТРОЧНО́Е ПЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 334

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СТРОЧНО́Е ПЕ́НИЕ, род др.-рус. цер­ков­но­го мно­го­го­лос­но­го пе­ния. Воз­ник­ло в 16 в. (по пред­по­ло­же­нию В. М. Бе­ляе­ва – в 15 в.); ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лось во 2-й пол. 17 в. од­но­вре­мен­но с пар­тес­ным пе­ни­ем, в сер. 18 в. окон­ча­тель­но вы­тес­не­но им. Со­хра­ни­лись об­раз­цы 17 – нач. 18 вв., за­пи­сан­ные без­ли­ней­ны­ми но­та­ция­ми (см. Крю­ки): зна­мен­ной, пу­те­вой, де­ме­ст­вен­ной, а так­же в но­то­ли­ней­ной сис­те­ме – «ки­ев­ским зна­ме­нем». Они пред­став­ля­ют со­бой ком­би­на­цию пев­че­ских строк «низ», «путь», «верх», «де­ме­ст­во», ко­то­рые за­пи­сы­ва­лись как по от­дель­но­сти, так и в ви­де пар­ти­тур (пар­тии-стро­ки рас­по­ла­га­ют­ся над тек­стом). Наи­бо­лее по­пу­ляр­ным бы­ло 3-го­ло­сие («трое­стро­чие») с со­ставом го­ло­сов «низ», «путь», «верх». Со­сед­ние го­ло­са строч­ных пар­ти­тур фик­си­ро­ва­лись кон­тра­ст­ны­ми чер­ни­ла­ми – крас­ны­ми (ки­но­ва­рью) и чёр­ны­ми, при­чём «путь» (как гл. го­лос) но­ти­ро­вал­ся толь­ко крас­ным. Пар­тии-стро­ки об­ла­да­ют все­ми при­зна­ка­ми на­пе­вов тра­диц. зна­мен­ной мо­но­дии (см. Зна­мен­ный рас­пев), в со­во­куп­но­сти го­ло­са по­сто­ян­но пе­ре­кре­щи­ва­ют­ся и об­ра­зу­ют дис­со­нант­ные пла­сты со­зву­чий, ос­но­ван­ные на квар­то-квин­то­вых кон­ст­рук­ци­ях. Ге­те­ро­фон­но-по­ли­фо­нич. фак­ту­ра С. п. близ­ка ва­ри­ант­ным фор­мам нар. мно­го­го­ло­сия.

Лит.: Ко­но­топ А. В. Рус­ское строч­ное мно­го­го­ло­сие XV–XVII вв.: Тек­сто­ло­гия, стиль, куль­тур­ный кон­текст. М., 2005. См. так­же лит. при стать­ях Де­ме­ст­вен­ный рас­пев, Зна­мен­ный рас­пев.

Вернуться к началу