СТРОЧНО́Е ПЕ́НИЕ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТРОЧНО́Е ПЕ́НИЕ, род др.-рус. церковного многоголосного пения. Возникло в 16 в. (по предположению В. М. Беляева – в 15 в.); широко распространилось во 2-й пол. 17 в. одновременно с партесным пением, в сер. 18 в. окончательно вытеснено им. Сохранились образцы 17 – нач. 18 вв., записанные безлинейными нотациями (см. Крюки): знаменной, путевой, демественной, а также в нотолинейной системе – «киевским знаменем». Они представляют собой комбинацию певческих строк «низ», «путь», «верх», «демество», которые записывались как по отдельности, так и в виде партитур (партии-строки располагаются над текстом). Наиболее популярным было 3-голосие («троестрочие») с составом голосов «низ», «путь», «верх». Соседние голоса строчных партитур фиксировались контрастными чернилами – красными (киноварью) и чёрными, причём «путь» (как гл. голос) нотировался только красным. Партии-строки обладают всеми признаками напевов традиц. знаменной монодии (см. Знаменный распев), в совокупности голоса постоянно перекрещиваются и образуют диссонантные пласты созвучий, основанные на кварто-квинтовых конструкциях. Гетерофонно-полифонич. фактура С. п. близка вариантным формам нар. многоголосия.