ГЕМИО́ЛИКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕМИО́ЛИКА (от греч. ἡμιόλιος – полуторный), в музыке интервальная система с характерным полуторатоновым интервалом (см. в ст. Роды интервальных систем). В разных исторических контекстах интервал полуторатон интерпретировался по-разному: как «триполутон» (trihemitonium) хроматического тетрахорда в учении греков и римлян, «полудитон» (semiditonus) в средневековой западной монодии и антикизирующих полифонических сочинениях в эпоху Ренессанса (напр., у Н. Вичентино и К. Ле Жёна), как «увеличенная секунда» – модализм – в мажорно-минорной тональности Нового времени. Г., воплощённая в традиционных гемиольных модальных ладах (см. в ст. Модальность), не есть хроматическое усложнение диатоники (неправильно в отношении такой системы употреблять термин «условная диатоника»). К таким ладам неприложимо понятие альтерации, поскольку каждая ступень гемиольного звукоряда обладает автономной модальной функцией, а не является модификацией базовой «натуральной» ступени. Гемиольные звукоряды типичны для так называемой венгерской (цыганской) гаммы (напр., в пьесе «Два еврея» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского), для народной болгарской, испанской, арабской музыки, гармонического минора, гармонического мажора и др. Композиторы 19 – нач. 20 вв. часто использовали Г. для создания ориентального колорита (напр., в симфонической картине «Сеча при Керженце» в опере «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова) (см. Ориентализм). Особый гемиольный лад – так называемый доминантовый (или андалусийский), в его основе лежит октавный звукоряд с двумя полуторатонами, например: d-es-fis-g-a-b-cis'-d' (образцы использования – в антракте к 4-му действию оперы «Кармен» Ж. Бизе, во 2-й части 3-го концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова).