ОРГА́НУМ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРГА́НУМ (лат. órganum, от др.-греч. ὄργανον – орудие, инструмент), форма и техника музыкальной композиции. Наиболее ранняя форма европ. многоголосной музыки. Известна в нескольких разновидностях. Древнейшая из них – параллельный О., в котором главный, заданный голос (кантус фирмус) дублируется в один из совершенных консонансов (в октаву, квинту, кварту; возможны любые октавные удвоения). В свободном (или непараллельном) О. к главному голосу присочиняется т. н. органальный голос в технике «нота-против-ноты». В мелизматическом О. на один звук главного голоса приходится неск. звуков органального голоса, нижний (по тесситуре) выдержанный звук такого О. Аноним IV (13 в.) называл бурдоном (bordunus). В метризованном О. главный голос, изложенный большими длительностями, гармонизуется 2–3 другими, сочинёнными в технике ритмич. модусов.
Параллельный и свободный О. впервые описаны в анонимных трудах кон. 9 в. «Учебник музыки» («Musica enchiriadis») и «Схолии к учебнику [музыки]» («Scolica enchiriadis») (предполагаемый автор – Хогер Верденский). В 1-й трети 11 в. технике О. особое внимание уделил Гвидо Аретинский в трактате «Микролог...» (гл. 18–19), где наряду с термином «О.» использовал термин «диафония» (diaphonia). С 11 в. О. распространился во многих центрах ср.-век. европ. церковной и монастырской культуры: Шартре, Лиможе (Франция), Уинчестере (Англия), Сантьяго-де-Компостела (Испания). Расцвет О. (в т. ч. появление самой сложной и изысканной его разновидности – метризованного О.) связан с Нотр-Дам школой (12 в.; Перотин, Леонин, анонимные авторы). Из клаузул мелизматич. О. в 13 в. возник мотет.