Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 560-561

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев (лира в Древней Греции)

ЛИ́РА (греч. λύρα, лат. lyra), струн­ный щип­ко­вый ин­ст­ру­мент (хор­до­фон). Кор­пус (ре­зо­на­тор) ок­руг­лой ли­бо 4-уголь­ной фор­мы со­еди­нён с пе­ре­кла­ди­ной (по­пе­реч­ной штан­гой) дву­мя руч­ка­ми. Стру­ны оди­на­ко­вой дли­ны на­тя­ну­ты ме­ж­ду кор­пу­сом и пе­ре­кла­ди­ной.

Ин­ст­ру­мен­ты ти­па Л. бы­ли рас­про­стра­не­ны в боль­шин­ст­ве ци­ви­ли­за­ций Древ­не­го ми­ра. Древ­ней­шие Л. вос­хо­дят к куль­ту­ре Шу­ме­ра (са­мые ран­ние изо­бра­же­ния – от­тис­ки пе­ча­тей на об­лом­ках гли­ня­ных таб­ли­чек, ок. 2650 до н. э.). Цен­ные ар­хео­ло­гич. на­ход­ки – ин­ст­ру­мен­ты из цар­ских гроб­ниц Ура (ок. 2450 до н. э.), са­мый боль­шой сре­ди них – «зо­ло­тая ли­ра» (выс. 120 см, дли­на пе­ре­кла­ди­ны 140 см), ук­ра­шен­ная го­ло­вой свя­щен­но­го бы­ка; «се­реб­ря­ная ли­ра» со­хра­ни­ла сле­ды 11 на­стро­еч­ных кол­ков (т. е. бы­ла 11-струн­ной) и вее­ро­об­раз­но­го рас­по­ло­же­ния струн. На ру­бе­же 3–2-го тыс. до н. э. по­яви­лись шу­мер­ские изо­бра­же­ния но­вой раз­но­вид­но­сти Л. – го­ри­зон­таль­ной. В Ме­ж­ду­речье Л. бы­ли рас­про­стра­не­ны до эпо­хи эл­ли­низ­ма. В изо­бра­зит. иск-ве Древ­не­го Егип­та с 15 в. до н. э. встре­ча­ют­ся Л. шу­мер­ско­го ти­па, пер­вое из­вест­ное изо­бра­же­ние – в рос­пи­сях гроб­ни­цы но­мар­ха Хнум­хо­те­па II (ру­беж 20/19 вв. до н. э.) в Бе­ни-Ха­са­не. Боль­шая мно­го­струн­ная Л. с пря­мо­уголь­ным кор­пу­сом изо­бра­же­на на сте­не хра­ма Амо­на-Ра в Кар­наке (16–12 вв. до н. э.). Л. фи­гу­ри­ру­ет в То­ре под назв. «кин­нор», ко­то­рое в Вуль­га­те пе­ре­ве­де­но как «ли­ра».

Исторические разновидности лиры: 1 – "серебряная лира". Частичная реконструкция. Царские гробницы Ура (ок. 2450 до н. э.). Британский музей (Лондон); 2 – поэт, играющий на лире-хелис. Крас...

Мно­го­чис­лен­ны изо­бра­же­ния др.-греч. Л. (са­мые ран­ние да­ти­ру­ют­ся кон. 8 в. до н. э.; скульп­тур­ные фи­гур­ки из свин­ца, най­ден­ные в Спар­те, – 7 в. до н. э.). Со­хра­ни­лись фраг­мен­ты Л.-хе­лис (др.- греч. χέλυς  – че­ре­па­ха) – са­мой ма­лень­кой из се­мей­ст­ва др.-греч. Л., с кор­пу­сом из пан­ци­ря че­ре­па­хи, об­тя­ну­то­го во­ловь­ей ко­жей. В Древ­ней Гре­ции сло­во «Л.» ис­поль­зо­ва­лось для обо­зна­че­ния лю­бо­го ин­ст­ру­мен­та се­мей­ст­ва лир (бар­бит, ки­фа­ра, фор­мин­га, хе­лис), в уз­ком смыс­ле – для хе­лис. Сло­во «Л.» впер­вые встре­ча­ет­ся у Ар­хи­ло­ха (сер. 7 в. до н. э.). Ис­то­рия «об­ре­те­ния» ин­ст­ру­мен­та (с уча­сти­ем Гер­ме­са, Ге­рак­ла, Ор­фея, Та­ми­рия, Ам­фио­на и др. ми­фич. пер­со­на­жей) от­но­си­тель­но позд­няя: за­пи­са­на во 2 в. н. э. Ни­ко­ма­хом, а ок. 500 н. э. рас­ши­ре­на Бо­эци­ем. Хе­лис и фор­мин­га – наи­бо­лее ар­ха­ич. раз­но­ви­д­но­сти ан­тич­ной Л. Хе­лис при­ме­нял­ся в осн. в учеб­ных це­лях. Фор­мин­га (φόρμιγξ; впер­вые упо­ми­на­ет­ся в «Илиа­де», за­тем не­од­но­крат­но у Пин­да­ра) – ин­ст­ру­мент боль­ше­го раз­ме­ра с ок­руг­лым де­рев. кор­пу­сом и пря­мы­ми руч­ка­ми. Бар­бит (βάρbiτον, βάρβιτος) по кон­ст­рук­ции бли­зок хе­ли­су, но с бо­лее круп­ным кор­пу­сом и длин­ны­ми руч­ка­ми, от­хо­дя­щи­ми от кор­пу­са под бо­лее ост­рым уг­лом. Вы­сота строя у бар­би­та ни­же, чем у хе­ли­са; ха­рак­тер­но его при­ме­не­ние в куль­те Дио­ни­са. Са­мый боль­шой по раз­ме­ру и са­мый раз­ви­тый ин­ст­ру­мент се­мей­ст­ва – ки­фа­ра; ис­поль­зо­вал­ся для ак­ком­па­не­мен­та пе­нию и (с 4 в. до н. э.) для са­мо­стоя­тель­но­го проф. му­зи­ци­ро­ва­ния. Тех­ни­ка иг­ры на всех ан­тич­ных Л. при­мер­но оди­на­ко­ва; му­зы­кант дер­жал ин­ст­ру­мент под уг­лом ок. 45° от се­бя, иг­рал стоя или си­дя; звук из­вле­кал­ся кос­тя­ным плек­тром. Ген­дер­но­го раз­ли­чия сре­ди ис­пол­ни­те­лей на Л. не су­ще­ст­во­ва­ло, за ис­клю­че­ни­ем ки­фа­ры, ко­то­рая бы­ла муж­ским ин­ст­ру­мен­том. Клас­си­че­ской счи­та­ет­ся 7-струн­ная Л.; она рас­смат­ри­ва­лась как от­ра­же­ние ми­ро­вой гар­мо­нии (по вы­ска­зы­ва­нию Вер­ги­лия: septem discri­mi­na vo­cum – «семь [вы­сот­ных] раз­ли­чий зву­ков»; «Энеида», VI 646).

Стру­ны Л. да­ли на­зва­ния сту­пе­ням греч. пол­но­го зву­ко­ря­да; по су­ти на­зва­ния струн обо­зна­ча­ют мо­даль­ные функ­ции ста­рин­но­го ла­да (см. в стать­ях Со­вер­шен­ная сис­те­ма, Мо­даль­ность). Чис­ло струн Л. мог­ло быть уве­ли­че­но до 18, но ча­ще все­го экс­пе­рим. ин­ст­ру­мен­ты опи­сы­ва­ют­ся как 11–12-струн­ные. «Мно­го­стру­ние» (πολυχορδία) при­во­ди­ло к воз­му­щаю­ще­му ду­шу «мно­го­зву­чию» (πολυφωνία; это сло­во не обо­зна­ча­ло мно­го­го­ло­сия) и по­то­му оце­ни­ва­лось как вред­ное из­ли­ше­ст­во (напр., в спар­тан­ском дек­ре­те 5 в. до н. э., опуб­ли­ко­ван­ном в кн. «Ос­но­вы му­зы­ки» Бо­эция). Хо­тя мн. трак­та­ты опи­сы­ва­ют др.-греч. зву­ко­ряд как со­от­вет­ст­вую­щий стру­нам Л., точ­ных све­де­ний о её на­строй­ке нет. Обу­че­ние иг­ре на Л. в клас­сич. Гре­ции бы­ло ба­зо­вой ча­стью об­ра­зо­ва­ния граж­да­ни­на. Со­глас­но ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ным пред­став­ле­ни­ям др.-греч. фи­ло­со­фов (см., напр., в «Го­су­дар­ст­ве» и «Про­та­го­ре» Пла­то­на), ки­фа­ра за­нима­ла выс­шее по­ло­же­ние в эти­че­ской ие­рар­хии муз. ин­ст­ру­мен­тов, ибо (в со­че­та­нии с ме­ли­че­ской по­эзи­ей, ла­дом и рит­мом) она вос­пи­ты­ва­ла в маль­чи­ках бла­го­род­ную сдер­жан­ность и рас­су­ди­тель­ность, де­ла­ла их ду­ши и мыс­ли гар­мо­нич­ны­ми. Ис­поль­зо­ва­лась Л. раз­но­об­раз­но: на свадь­бах и пи­рах (осо­бен­но на сим­по­си­ях), празд­ни­ках в честь во­ен. по­бед, в це­ре­мо­ни­аль­ных (как пра­ви­ло, не свя­зан­ных с трау­ром) про­цес­си­ях, в те­ат­ре и бы­ту для со­про­во­ж­де­ния пе­ния и тан­ца. В клас­сич. эпо­ху вы­сту­п­ле­ния и кон­кур­сы ки­фа­ре­дов и ки­фа­ри­стов бы­ли обя­за­тель­ной ча­стью спор­тив­ных со­стя­за­ний и об­ще­гре­че­ских празд­неств (игр) в честь бо­гов. Л. – ат­ри­бут Апол­ло­на, с ней так­же ас­со­ции­ру­ют­ся Гер­мес, му­зы, Кас­тор и Пол­лукс, Па­рис, Эрос. В ис­то­рию во­шли зна­ме­ни­тые му­зы­кан­ты: Тер­пандр, Пин­дар, Ти­мо­фей Ми­лет­ский, Стра­то­ник Афин­ский и др.

Во 2 в. до н. э. Л. бы­ла за­ве­зе­на из Древ­ней Гре­ции в Древ­ний Рим. Из­вест­на в Древ­нем Ира­не [напр., шах Вах­рам V Гур (5 в. н. э.) дер­жал при дво­ре ис­пол­ни­тель­ниц на греч. Л., ко­то­рая об­оз­на­ча­лась тер­ми­ном «ка­нор», встре­чаю­щим­ся в па­мят­ни­ках т. н. пех­ле­вий­ской лит-ры], Древ­ней Ар­ме­нии, древ­них го­су­дар­ст­вах Ср. Азии.

Л. по­ны­не рас­про­стра­не­ны в ря­де стран Аф­ри­ки и Ма­лой Азии. Для проф. му­зы­ки на­ро­да ам­ха­ра в Су­да­не и Эфио­пии ха­рак­тер­ны Л. с кор­пу­сом пря­мо­уголь­ным (8–9-струн­ная бе­гэн­на) и ок­руг­лым (6-струн­ный кы­рар, 5-струн­ная дита из пан­ци­ря че­ре­па­хи), 4–6-струн­ные Л. ар­ха­ич. ви­да встре­ча­ют­ся в Ке­нии, Уган­де, Ан­го­ле, Ма­ли и др. стра­нах.

К ти­пу Л. при­над­ле­жит так­же груп­па щип­ко­вых и смыч­ко­вых ин­ст­ру­мен­тов Сев. и Зап. Ев­ро­пы: рот­та, кро­та, йоухик­ко (фин.), хий­у­кан­нель (эст.) и др. Са­мые ран­ние ар­хео­ло­гич. на­ход­ки да­ти­ру­ют­ся 5–8 вв. (Анг­лия); един­ст­вен­ный эк­зем­п­ляр по­доб­но­го ин­ст­ру­мен­та, от­но­ся­щий­ся к куль­ту­ре Древ­ней Ру­си, – т. н. гус­ли с иг­ро­вым ок­ном (из­вест­ны как «гус­ли Сло­ви­ша»; Ве­ли­кий Нов­город, 11 в.). В тра­диц. куль­ту­ре стран Скан­ди­на­вии и При­бал­ти­ки та­кие ин­ст­ру­мен­ты встре­ча­лись до нач. 20 в.

Сло­во «Л.» тра­ди­ци­он­но при­ме­ня­ет­ся и к ин­ст­ру­мен­там др. ти­пов. В Ита­лии 15 – нач. 17 вв. су­ще­ст­во­ва­ла ли­ра да брач­чо (пред­ше­ст­вен­ни­ца скрип­ки). В стра­нах Юж. Ев­ро­пы по­ны­не бы­ту­ют фольк­лор­ные смыч­ко­вые лют­не­вид­ные ин­ст­ру­мен­ты: греч. ли­ра, серб. и хорв. ли­ри­ца. Под назв. ко­лёс­ная ли­ра из­вес­тен струн­ный ме­ха­нич. ин­ст­ру­мент.

Лит.: Stauder W. Die Harfen und Leiern der Sumerer. Fr./M., 1957; Rashid S. A. Meso­po­ta­mien. Lpz., 1984 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 2. Lfg 2); Maas M., Snyder J. M. Stringed instruments of Ancient Greece. New Haven, 1989; Mathiesen T. Apollo's lyre. Greek music and music theory in antiquity and the Middle Ages. Lincoln; L., 1999; Ancient Greek music in performance. W., 2005.

Вернуться к началу