ЛИ́РА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИ́РА (греч. λύρα, лат. lyra), струнный щипковый инструмент (хордофон). Корпус (резонатор) округлой либо 4-угольной формы соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной.
Инструменты типа Л. были распространены в большинстве цивилизаций Древнего мира. Древнейшие Л. восходят к культуре Шумера (самые ранние изображения – оттиски печатей на обломках глиняных табличек, ок. 2650 до н. э.). Ценные археологич. находки – инструменты из царских гробниц Ура (ок. 2450 до н. э.), самый большой среди них – «золотая лира» (выс. 120 см, длина перекладины 140 см), украшенная головой священного быка; «серебряная лира» сохранила следы 11 настроечных колков (т. е. была 11-струнной) и веерообразного расположения струн. На рубеже 3–2-го тыс. до н. э. появились шумерские изображения новой разновидности Л. – горизонтальной. В Междуречье Л. были распространены до эпохи эллинизма. В изобразит. иск-ве Древнего Египта с 15 в. до н. э. встречаются Л. шумерского типа, первое известное изображение – в росписях гробницы номарха Хнумхотепа II (рубеж 20/19 вв. до н. э.) в Бени-Хасане. Большая многострунная Л. с прямоугольным корпусом изображена на стене храма Амона-Ра в Карнаке (16–12 вв. до н. э.). Л. фигурирует в Торе под назв. «киннор», которое в Вульгате переведено как «лира».
Многочисленны изображения др.-греч. Л. (самые ранние датируются кон. 8 в. до н. э.; скульптурные фигурки из свинца, найденные в Спарте, – 7 в. до н. э.). Сохранились фрагменты Л.-хелис (др.- греч. χέλυς – черепаха) – самой маленькой из семейства др.-греч. Л., с корпусом из панциря черепахи, обтянутого воловьей кожей. В Древней Греции слово «Л.» использовалось для обозначения любого инструмента семейства лир (барбит, кифара, форминга, хелис), в узком смысле – для хелис. Слово «Л.» впервые встречается у Архилоха (сер. 7 в. до н. э.). История «обретения» инструмента (с участием Гермеса, Геракла, Орфея, Тамирия, Амфиона и др. мифич. персонажей) относительно поздняя: записана во 2 в. н. э. Никомахом, а ок. 500 н. э. расширена Боэцием. Хелис и форминга – наиболее архаич. разновидности античной Л. Хелис применялся в осн. в учебных целях. Форминга (φόρμιγξ; впервые упоминается в «Илиаде», затем неоднократно у Пиндара) – инструмент большего размера с округлым дерев. корпусом и прямыми ручками. Барбит (βάρbiτον, βάρβιτος) по конструкции близок хелису, но с более крупным корпусом и длинными ручками, отходящими от корпуса под более острым углом. Высота строя у барбита ниже, чем у хелиса; характерно его применение в культе Диониса. Самый большой по размеру и самый развитый инструмент семейства – кифара; использовался для аккомпанемента пению и (с 4 в. до н. э.) для самостоятельного проф. музицирования. Техника игры на всех античных Л. примерно одинакова; музыкант держал инструмент под углом ок. 45° от себя, играл стоя или сидя; звук извлекался костяным плектром. Гендерного различия среди исполнителей на Л. не существовало, за исключением кифары, которая была мужским инструментом. Классической считается 7-струнная Л.; она рассматривалась как отражение мировой гармонии (по высказыванию Вергилия: septem discrimina vocum – «семь [высотных] различий звуков»; «Энеида», VI 646).
Струны Л. дали названия ступеням греч. полного звукоряда; по сути названия струн обозначают модальные функции старинного лада (см. в статьях Совершенная система, Модальность). Число струн Л. могло быть увеличено до 18, но чаще всего эксперим. инструменты описываются как 11–12-струнные. «Многоструние» (πολυχορδία) приводило к возмущающему душу «многозвучию» (πολυφωνία; это слово не обозначало многоголосия) и потому оценивалось как вредное излишество (напр., в спартанском декрете 5 в. до н. э., опубликованном в кн. «Основы музыки» Боэция). Хотя мн. трактаты описывают др.-греч. звукоряд как соответствующий струнам Л., точных сведений о её настройке нет. Обучение игре на Л. в классич. Греции было базовой частью образования гражданина. Согласно широко распространённым представлениям др.-греч. философов (см., напр., в «Государстве» и «Протагоре» Платона), кифара занимала высшее положение в этической иерархии муз. инструментов, ибо (в сочетании с мелической поэзией, ладом и ритмом) она воспитывала в мальчиках благородную сдержанность и рассудительность, делала их души и мысли гармоничными. Использовалась Л. разнообразно: на свадьбах и пирах (особенно на симпосиях), праздниках в честь воен. побед, в церемониальных (как правило, не связанных с трауром) процессиях, в театре и быту для сопровождения пения и танца. В классич. эпоху выступления и конкурсы кифаредов и кифаристов были обязательной частью спортивных состязаний и общегреческих празднеств (игр) в честь богов. Л. – атрибут Аполлона, с ней также ассоциируются Гермес, музы, Кастор и Поллукс, Парис, Эрос. В историю вошли знаменитые музыканты: Терпандр, Пиндар, Тимофей Милетский, Стратоник Афинский и др.
Во 2 в. до н. э. Л. была завезена из Древней Греции в Древний Рим. Известна в Древнем Иране [напр., шах Вахрам V Гур (5 в. н. э.) держал при дворе исполнительниц на греч. Л., которая обозначалась термином «канор», встречающимся в памятниках т. н. пехлевийской лит-ры], Древней Армении, древних государствах Ср. Азии.
Л. поныне распространены в ряде стран Африки и Малой Азии. Для проф. музыки народа амхара в Судане и Эфиопии характерны Л. с корпусом прямоугольным (8–9-струнная бегэнна) и округлым (6-струнный кырар, 5-струнная дита из панциря черепахи), 4–6-струнные Л. архаич. вида встречаются в Кении, Уганде, Анголе, Мали и др. странах.
К типу Л. принадлежит также группа щипковых и смычковых инструментов Сев. и Зап. Европы: ротта, крота, йоухикко (фин.), хийуканнель (эст.) и др. Самые ранние археологич. находки датируются 5–8 вв. (Англия); единственный экземпляр подобного инструмента, относящийся к культуре Древней Руси, – т. н. гусли с игровым окном (известны как «гусли Словиша»; Великий Новгород, 11 в.). В традиц. культуре стран Скандинавии и Прибалтики такие инструменты встречались до нач. 20 в.
Слово «Л.» традиционно применяется и к инструментам др. типов. В Италии 15 – нач. 17 вв. существовала лира да браччо (предшественница скрипки). В странах Юж. Европы поныне бытуют фольклорные смычковые лютневидные инструменты: греч. лира, серб. и хорв. лирица. Под назв. колёсная лира известен струнный механич. инструмент.