ПИ́НДАР
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИ́НДАР (Πίνδαρος) (518 или 522 до н. э., Киноскефалы, близ Фив – 442 или 438 до н. э., Аргос), др.-греч. поэт. Из аристократич. фиванского рода. Учился музыке в Афинах; жил на Сицилии при дворе тирана Гиерона. Уроженец Беотии, П. писал на дорийском диалекте; первое известное сочинение относится к 498 до н. э. Разрабатывал почти все жанры греч. хоровой лирики (гимны, пеаны, дифирамбы и др.), но из его 17 книг, составленных александрийскими филологами, целиком дошли только 4 книги эпиникиев – 45 песен (од), посвящённых победителям в спортивных играх. В соответствии с названиями игр эпиникии подразделяются на Олимпийские, Пифийские, Немейские и Истмийские. В эпиникиях П. выступил как завершитель жанра, сохранив его формальные особенности (диалект; триаду: строфа – антистрофа – эпод; обращение к адресату), но преобразовав содержание и стиль. Принцип мифологич. аналогий, иллюстрирующих доблесть героя, его рода и города, заложенный основателем жанра Симонидом, у П. превратился в череду неожиданных ассоциаций, прямых и скрытых сравнений, включающих спортивную победу в широкий контекст событий мифологич. прошлого и подчёркивающих её сакральное значение. Стиль П. отличается высокопарностью, обилием метафор, гипербол, ярких эпитетов и перифраз, метрич. изощрённостью, сложностью синтаксиса. Моральный аспект поэзии П. – выражение аристократич. идеологии и этики (осн. мотивы – врождённая доблесть, знатность рода, богатство и слава, милость и покровительство богов); значит. место занимают сентенции и отступления-размышления о поэзии, о человеческой судьбе: «Однодневки, что мы?... Сон тени – человек» (Pyth. VIII, 95–96). Слава П. была велика; имя П. стоит первым в каноне греч. поэтов, составленном в александрийскую эпоху; по легенде, Александр Македонский, покорив Фивы и разрушив город до основания, приказал сохранить храмы богов и дом Пиндара.
Сохранившиеся рукописи П. относятся к 13–14 вв.; первое печатное издание вышло в Риме в 1515. Эпиникии П., став одним из образцов для Горация, повлияли на развитие жанра оды в европ. литературе. Заимствование внешних признаков стиля П. проявилось в т. н. пиндаризации европ. лирики 16–17 вв.; самым знаменитым подражателем П. в новоевропейской лит-ре был П.де Ронсар («Пиндарические оды», 1550). На рус. язык П. переводили Г. Р. Державин, П. И. Голенищев-Кутузов, А. Ф. Мерзляков, В. И. Иванов, М. Е. Грабарь-Пассек; ему подражали в своих сочинениях А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский, В. П. Петров, М. В. Ломоносов.