Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭНГАРМОНИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 378-379

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ЭНГАРМОНИ́ЗМ, сов­па­де­ние по вы­со­те раз­ных по на­пи­са­нию муз. зву­ков, ин­тер­ва­лов, ак­кор­дов, то­наль­но­стей. Воз­мо­жен бла­го­да­ря тем­пе­ра­ции, в осо­бен­но­сти рав­но­мер­ной тем­пе­ра­ции. Напр., ак­кор­ды c-es-fis-a, his-dis-fis-a и c-es-ges-a на муз. ин­ст­ру­мен­тах с фик­си­ро­ван­ной вы­со­той то­на зву­чат оди­на­ко­во, но в кон­тек­сте гар­мо­ни­че­ской то­наль­но­сти име­ют раз­ные му­зы­каль­но-ло­ги­че­ские зна­че­ния. Это раз­ли­чие по­зво­ля­ет со­вер­шать бы­ст­рые от­кло­не­ния и мо­ду­ля­ции в раз­ные, в т. ч. да­лё­кие, то­наль­но­сти.

Ран­ние при­ме­ры но­ти­ро­ван­но­го Э. ред­ки и про­дик­то­ва­ны тек­стом; так, в мад­ри­га­ле Л. Ма­рен­цио «O voi che sos­pirate» на сло­вах suo antico stile (итал. «в сво­ём древ­нем сти­ле») Э. ис­поль­зо­ван для ими­та­ции ан­тич­ной му­зы­ки (как её се­бе пред­став­лял ком­по­зи­тор эпо­хи Ре­нес­сан­са). При­ме­не­ние эн­гар­мо­нич. от­кло­не­ний и мо­ду­ля­ций из­на­чаль­но так­же но­си­ло ха­рак­тер экс­пе­ри­мен­та, как в «гек­са­хор­до­вой» фан­та­зии для кла­ве­си­на Дж. Бул­ла (ок. 1612). Ис­поль­зо­ва­ние Э. в пе­ри­од его ин­тен­сив­но­го ос­вое­ния в эпо­ху ба­рок­ко обыч­но мо­ти­ви­ро­ва­лось не­об­хо­ди­мо­стью соз­дать яр­кий изо­бра­зит. или ри­то­рич. эф­фект. Об­раз­цы – у Ж. Ф. Ра­мо (Трио пá­рок «Quelle soudaine horreur» во 2-м ак­те опе­ры «Ип­по­лит и Ари­сия»; хор «Dans les abimes de la terre» в сце­не зем­ле­тря­се­ния во 2-м ак­те опе­ры «Га­лант­ные Ин­дии»), у И. С. Ба­ха («Et expecto resurrectionem mortuorum» – лат. «Чаю вос­кре­се­ния мерт­вых» в Мес­се h-moll). В му­зы­ке ро­ман­ти­ков (Ф. Шу­берт, Ф. Шо­пен, Ф. Лист, Р. Ваг­нер), в осо­бен­но­сти позд­них (А. Н. Скря­бин, Р. Штра­ус), Э. при­ме­ня­ет­ся на ре­гу­ляр­ной ос­но­ве и не свя­зан, как пра­ви­ло, c к.-л. осо­бым ри­то­рич. эф­фек­том. В до­де­ка­фо­нии, сим­мет­рич­ных ла­дах и др. тех­ни­ках ком­по­зи­ции 20–21 вв., де­за­вуи­рую­щих ма­жор­но-ми­нор­ную то­наль­ность, Э. ут­ра­тил свою му­зы­каль­но-ло­ги­че­скую «кон­тек­ст­ную» на­груз­ку.

Э. не сле­ду­ет пу­тать с энар­мо­ни­кой.

Вернуться к началу