ЭНГАРМОНИ́ЗМ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭНГАРМОНИ́ЗМ, совпадение по высоте разных по написанию муз. звуков, интервалов, аккордов, тональностей. Возможен благодаря темперации, в особенности равномерной темперации. Напр., аккорды c-es-fis-a, his-dis-fis-a и c-es-ges-a на муз. инструментах с фиксированной высотой тона звучат одинаково, но в контексте гармонической тональности имеют разные музыкально-логические значения. Это различие позволяет совершать быстрые отклонения и модуляции в разные, в т. ч. далёкие, тональности.
Ранние примеры нотированного Э. редки и продиктованы текстом; так, в мадригале Л. Маренцио «O voi che sospirate» на словах suo antico stile (итал. «в своём древнем стиле») Э. использован для имитации античной музыки (как её себе представлял композитор эпохи Ренессанса). Применение энгармонич. отклонений и модуляций изначально также носило характер эксперимента, как в «гексахордовой» фантазии для клавесина Дж. Булла (ок. 1612). Использование Э. в период его интенсивного освоения в эпоху барокко обычно мотивировалось необходимостью создать яркий изобразит. или риторич. эффект. Образцы – у Ж. Ф. Рамо (Трио пáрок «Quelle soudaine horreur» во 2-м акте оперы «Ипполит и Арисия»; хор «Dans les abimes de la terre» в сцене землетрясения во 2-м акте оперы «Галантные Индии»), у И. С. Баха («Et expecto resurrectionem mortuorum» – лат. «Чаю воскресения мертвых» в Мессе h-moll). В музыке романтиков (Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Вагнер), в особенности поздних (А. Н. Скрябин, Р. Штраус), Э. применяется на регулярной основе и не связан, как правило, c к.-л. особым риторич. эффектом. В додекафонии, симметричных ладах и др. техниках композиции 20–21 вв., дезавуирующих мажорно-минорную тональность, Э. утратил свою музыкально-логическую «контекстную» нагрузку.
Э. не следует путать с энармоникой.