Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФАРАБИ́ АБУ НАСР МУХАММЕД

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 196

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Ефремова; С. Н. Лебедев (музыка)

ФАРАБИ́ (аль-Фа­ра­би) Абу Наср Му­хам­мед [ок. 870, Фа­раб (От­рар) на р. Сыр­да­рья (Ка­зах­стан) – ок. 950, Да­маск], фи­ло­соф и учё­ный-эн­цик­ло­пе­дист, ос­но­во­по­лож­ник фаль­са­фы. Поч. про­зва­ние Вто­рой учи­тель (по­сле Пер­во­го – Ари­сто­те­ля).

Ро­дил­ся в се­мье тюрк. вое­на­чаль­ни­ка (по од­ной вер­сии, перс. про­ис­хо­ж­де­ния). Об­ра­зо­ва­ние по ло­ги­ке и фи­ло­со­фии по­лу­чил в Хар­ра­не (сев. Ме­ж­ду­ре­чье), за­тем в Ба­гда­де. Ок. 942 пе­ре­брал­ся в Алеп­по, где был ок­ру­жён вни­ма­ни­ем пра­ви­те­ля Сайф ад-Дау­ла из ди­на­стии Хам­да­ни­дов. По­след­ние го­ды жиз­ни про­вёл пре­им. в Алеп­по и Да­ма­ске.

Со­чи­не­ния Ф. ох­ва­ты­ва­ют все об­лас­ти фи­ло­со­фии, по­ни­мае­мой им как все­объ­ем­лю­щая сис­те­ма зна­ния, «нау­ка на­ук». Зна­чи­тель­ную их часть со­став­ля­ют ком­мен­та­рии к про­из­ве­де­ни­ям Ари­сто­те­ля (ко все­му цик­лу его ло­гич. ра­бот: к «Ри­то­ри­ке», «По­эти­ке», «Ни­ко­ма­хо­вой эти­ке», «Фи­зи­ке»), Пла­то­на («За­ко­ны»), Пор­фи­рия («Вве­де­ние к "Ка­те­го­ри­ям"» Ари­сто­те­ля), Евк­ли­да, Пто­ле­мея. Сре­ди ис­то­ри­ко-фи­лос. трак­та­тов вы­де­ля­ют­ся «Об общ­но­сти взгля­дов двух фи­ло­со­фов – Бо­же­ст­вен­но­го Пла­то­на и Ари­сто­те­ля»; «Фи­ло­со­фия Пла­то­на и её час­ти» и «Фи­ло­со­фия Ари­сто­те­ля». Бо­лее 40 со­чи­не­ний Ф. по­свя­ще­ны ло­ги­ке, ко­то­рую он счи­тал про­пе­дев­тич. дис­ци­п­ли­ной, со­дер­жа­щей грам­ма­ти­ку мыш­ления. Клас­си­фи­ка­ция на­ук и их осн. прин­ци­пы рас­смат­ри­ва­лись в трак­та­тах «Су­ще­ст­во во­про­сов», «Пе­ре­чень на­ук» и «О про­ис­хо­ж­де­нии на­ук».

В гл. фи­лос. тру­де – «Взгля­ды жи­те­лей со­вер­шен­но­го гра­да», из­ла­гаю­щем прин­ци­пы ме­та­фи­зи­ки, на­тур­фи­ло­со­фии и по­ли­ти­ки, Ф. ис­хо­дил из то­го, что ос­но­во­по­ло­же­ния «бла­гой ре­ли­гии» в иде­аль­ном го­су­дар­ст­ве ус­та­нав­ли­ва­ют­ся ис­тин­ной фи­ло­со­фи­ей (связь фи­ло­со­фии и ре­ли­гии об­су­ж­да­лась так­же в трак­та­те «О ре­ли­гии» и в по­свя­щён­ной разъ­яс­не­нию фи­лос. тер­ми­нов «Кни­ге букв»). К это­му тру­ду при­мы­ка­ют эти­ко-по­ли­тич. трак­та­ты «По­ли­ти­ка» («Гра­ж­дан­ская по­ли­ти­ка»), «Афо­риз­мы го­су­дар­ст­вен­но­го дея­те­ля», «Ука­за­ние пу­ти к сча­стью», «О дос­ти­же­нии сча­стья».

В чис­ле ес­те­ств.-на­уч. со­чи­не­ний Ф. – трак­та­ты «О ва­куу­ме», «О не­ко­то­рых прин­ци­пах фи­зи­ки», «О не­об­хо­ди­мо­сти ис­кус­ст­ва хи­мии», «Об ор­га­нах че­ло­ве­че­ско­го те­ла», «Об ор­га­нах те­ла жи­вот­ного», «О тон­ко­стях гео­мет­ри­че­ских фи­гур», «О дос­то­вер­ном и не­дос­то­вер­ном в при­го­во­рах звёзд» и др. Про­бле­ма­тич­ной ос­та­ёт­ся при­над­леж­ность Ф. трак­та­та «Гем­мы муд­ро­сти», по­лу­чив­ше­го ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в му­сульм. ми­ре и мно­го­крат­но ком­мен­тиро­вав­ше­го­ся.

Тео­рии му­зы­ки Ф. по­свя­ще­ны «Боль­шой трак­тат о му­зы­ке», «Кни­га рит­мов», «Кни­га клас­си­фи­ка­ции рит­мов», раз­дел «Пе­реч­ня на­ук».

В ре­лиг. фи­ло­со­фии Ф. Пер­во­на­ча­ло со­че­та­ет в се­бе ка­че­ст­ва ари­сто­те­лев­ско­го Ума-Пер­во­дви­га­те­ля и мо­но­теи­стич. Бо­га как Твор­ца ми­ра и про­мыс­ли­те­ля всех су­щих. Воз­ник­но­ве­ние Все­лен­ной из Пер­во­на­ча­ла он опи­сы­вал, син­те­зи­руя нео­п­ла­то­нич. кон­цеп­цию эма­на­ции и ари­сто­те­лев­ско-пто­ле­ме­ев­скую кос­мо­ло­гию.

Вслед за Пла­то­ном Ф. раз­ра­бо­тал уче­ние об иде­аль­ном, «доб­ро­де­тель­ном» (фа­ди­ла) го­ро­де-го­су­дар­ст­ве (ма­ди­на, букв. – град, ана­ло­гич­но греч. по­ли­су), ко­то­рый име­ет у не­го ми­ро­вой ха­рак­тер. При этом, в от­ли­чие от пла­то­нов­ско­го «Го­су­дар­ст­ва», во гла­ве та­ко­го гра­да у Ф. сто­ит не про­сто фи­ло­соф, но фи­ло­соф-про­рок или его пре­ем­ник – фи­ло­соф-имам, пе­ре­даю­щий жи­те­лям ис­ти­ны бо­го­от­кро­вен­ной ре­ли­гии, сле­до­ва­ние ко­то­рым долж­но обес­пе­чить им бла­гую участь. Об­раз­цо­во­му гра­ду про­ти­во­сто­ят 4 ти­па не­со­вер­шен­ных гра­дов: не­ве­же­ст­вен­ный, не­чес­ти­вый, пе­ре­ро­див­ший­ся и за­блуд­ший. Жи­те­ли не­ве­же­ст­вен­но­го гра­да во­об­ще не ве­да­ют ис­ти­ны и ви­дят цель жиз­ни в удов­ле­тво­ре­нии фи­зич. по­треб­но­стей, плот­ских удо­воль­ст­ви­ях, бо­гат­ст­ве, сла­ве, вла­сти и т. п. Жи­те­ли не­чес­ти­во­го гра­да име­ют пред­став­ле­ние об ис­ти­не, но ве­дут по­роч­ный об­раз жиз­ни. Жи­те­ли пе­ре­ро­див­ше­го­ся гра­да ото­шли от ис­тин­ных воз­зре­ний и бла­гих дел. На­ко­нец, жи­те­ли за­блуд­ше­го гра­да на­хо­дят­ся во вла­сти лож­ных пред­став­ле­ний, пре­по­дан­ных са­мо­зва­ны­ми лже­про­ро­ка­ми.

Со­глас­но эс­ха­то­ло­гич. кон­цеп­ции Ф., ду­хов­ное при­об­ще­ние к Пер­во­на­ча­лу и кос­мич. ра­зу­мам (от­час­ти дос­ти­жи­мое ещё в зем­ной жиз­ни) дос­туп­но толь­ко ду­шам жи­те­лей со­вер­шен­но­го гра­да. Жи­те­лям не­чес­ти­во­го гра­да, а так­же пред­во­ди­те­лям пе­ре­ро­див­ше­го­ся и за­блуд­ше­го гра­дов уго­то­ва­ны веч­ные му­ки. Ду­ши ос­таль­ных жи­те­лей по­след­них двух гра­дов, а так­же жи­те­лей не­ве­же­ст­вен­но­го гра­да по­сле смер­ти пре­кра­ща­ют своё су­ще­ст­во­ва­ние.

В тео­рии му­зы­ки Ф. опи­рал­ся пре­им. на пи­фа­го­рей­скую тра­ди­цию др.-греч. гар­мо­ни­ки и Пто­ле­мея. Экс­т­ра­по­ли­руя греч. пред­став­ле­ния о зву­ко­вы­сот­ной струк­ту­ре му­зы­ки на со­вре­мен­ный ему вост. муз. ма­те­ри­ал, он по­доб­рал араб. ана­ло­ги греч. по­ня­ти­ям и тер­ми­нам (напр., трём ро­дам ме­ло­са и тет­ра­хор­дам Со­вер­шен­ной сис­те­мы), а в ря­де слу­чаев (как с мик­ро­хро­ма­ти­кой и с тех­ни­кой ме­ло­дич. ком­по­зи­ции) рас­ши­рил тер­ми­но­ло­гию для ха­рак­те­ри­сти­ки фе­но­ме­нов, от­сут­ст­во­вав­ших у гре­ков. Мо­де­лью для его ла­до­вой тео­рии слу­жил гриф уда, а за­тем тан­бу­ра. Для за­пи­си вы­со­ты зву­ка ис­поль­зо­вал бу­к­вы араб. ал­фа­ви­та и циф­ры, для за­пи­си рит­ма – сис­те­му сло­гов.

Уче­ни­ком Ф. был вид­ный хри­сти­ан­ский фи­ло­соф-пе­ри­па­те­тик Яхья ибн Ади (ум. 974). Ф. ока­зал боль­шое влия­ние на Ибн Си­ну, Ибн Бад­жу, Ибн Мис­ка­вей­ха, Ибн Руш­да и др. му­сульм. мыс­ли­те­лей. Со­чи­не­ния Ф. по­лу­чи­ли из­вест­ность не толь­ко в му­сульм. ми­ре, но и в ср.-век. Ев­ро­пе, мно­гие из них пе­ре­во­ди­лись на евр. и лат. язы­ки.

Соч.: Фи­ло­соф­ские трак­та­ты. А.-А., 1970; Ма­те­ма­ти­че­ские трак­та­ты. А.-А., 1972; Со­ци­аль­но-эти­че­ские трак­та­ты. А.-А., 1973; Ло­ги­че­ские трак­та­ты. А.-А., 1975; Ком­мен­та­рии к «Аль­ма­ге­сту» Пто­ле­мея. А.-А., 1975. Ч. 1; О ра­зу­ме и нау­ке. А.-А., 1975; Ис­то­ри­ко-фи­ло­соф­ские трак­та­ты. А.-А., 1985; Ес­те­ст­вен­но-на­уч­ные трак­та­ты. А.-А., 1987; Трак­та­ты о му­зы­ке и по­эзии. А.-А., 1993; Со­вер­шен­ный град. О ре­ли­гии // Му­суль­ман­ская фи­ло­со­фия: фаль­са­фа (ан­то­ло­гия). Ка­зань, 2009.

Лит.: Ал-Фа­ра­би: На­уч­ное твор­че­ст­во. М., 1975; Ка­сым­жа­нов А. Х. Абу-Наср аль-Фа­ра­би. М., 1982; Хай­рул­ла­ев М. М. Абу-Наср аль-Фа­ра­би. М., 1982; Со­ци­аль­ные, эти­че­ские и эс­те­ти­че­ские взгля­ды аль-Фа­ра­би. А.-А., 1984; Galston M. Politics and excellence: The political philosophy of Alfarabi. Princeton, 1990; Netton I. R. Al-Farabi and his school. L.; N. Y., 1992; Mahdi M. S. Alfarabi and the foundation of Islamic political philosophy. Chi.; L., 2001; Fakhry M. Al-Fārābi, founder of Is­lamic Neoplatonism. Oxf., 2002; Дау­кее­ва С. Фи­ло­со­фия му­зы­ки А. Н. М. аль-Фа­ра­би. Ал­ма­ты, 2002; Азим­хан А. Фи­ло­соф­ское при­но­ше­ние Абу На­сра аль-Фа­ра­би. Ал­ма­ты, 2006; Parens J. An Islamic philosophy of vir­tuous religions: Introducing Alfarabi. Albany, 2006; Ар­да­ка­ни Р. Д. Фа­ра­би – ос­но­во­по­лож­ник ис­лам­ской фи­ло­со­фии. М., 2015.

Вернуться к началу