ФАРАБИ́ АБУ НАСР МУХАММЕД
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФАРАБИ́ (аль-Фараби) Абу Наср Мухаммед [ок. 870, Фараб (Отрар) на р. Сырдарья (Казахстан) – ок. 950, Дамаск], философ и учёный-энциклопедист, основоположник фальсафы. Поч. прозвание Второй учитель (после Первого – Аристотеля).
Родился в семье тюрк. военачальника (по одной версии, перс. происхождения). Образование по логике и философии получил в Харране (сев. Междуречье), затем в Багдаде. Ок. 942 перебрался в Алеппо, где был окружён вниманием правителя Сайф ад-Даула из династии Хамданидов. Последние годы жизни провёл преим. в Алеппо и Дамаске.
Сочинения Ф. охватывают все области философии, понимаемой им как всеобъемлющая система знания, «наука наук». Значительную их часть составляют комментарии к произведениям Аристотеля (ко всему циклу его логич. работ: к «Риторике», «Поэтике», «Никомаховой этике», «Физике»), Платона («Законы»), Порфирия («Введение к "Категориям"» Аристотеля), Евклида, Птолемея. Среди историко-филос. трактатов выделяются «Об общности взглядов двух философов – Божественного Платона и Аристотеля»; «Философия Платона и её части» и «Философия Аристотеля». Более 40 сочинений Ф. посвящены логике, которую он считал пропедевтич. дисциплиной, содержащей грамматику мышления. Классификация наук и их осн. принципы рассматривались в трактатах «Существо вопросов», «Перечень наук» и «О происхождении наук».
В гл. филос. труде – «Взгляды жителей совершенного града», излагающем принципы метафизики, натурфилософии и политики, Ф. исходил из того, что основоположения «благой религии» в идеальном государстве устанавливаются истинной философией (связь философии и религии обсуждалась также в трактате «О религии» и в посвящённой разъяснению филос. терминов «Книге букв»). К этому труду примыкают этико-политич. трактаты «Политика» («Гражданская политика»), «Афоризмы государственного деятеля», «Указание пути к счастью», «О достижении счастья».
В числе естеств.-науч. сочинений Ф. – трактаты «О вакууме», «О некоторых принципах физики», «О необходимости искусства химии», «Об органах человеческого тела», «Об органах тела животного», «О тонкостях геометрических фигур», «О достоверном и недостоверном в приговорах звёзд» и др. Проблематичной остаётся принадлежность Ф. трактата «Геммы мудрости», получившего широкое распространение в мусульм. мире и многократно комментировавшегося.
Теории музыки Ф. посвящены «Большой трактат о музыке», «Книга ритмов», «Книга классификации ритмов», раздел «Перечня наук».
В религ. философии Ф. Первоначало сочетает в себе качества аристотелевского Ума-Перводвигателя и монотеистич. Бога как Творца мира и промыслителя всех сущих. Возникновение Вселенной из Первоначала он описывал, синтезируя неоплатонич. концепцию эманации и аристотелевско-птолемеевскую космологию.
Вслед за Платоном Ф. разработал учение об идеальном, «добродетельном» (фадила) городе-государстве (мадина, букв. – град, аналогично греч. полису), который имеет у него мировой характер. При этом, в отличие от платоновского «Государства», во главе такого града у Ф. стоит не просто философ, но философ-пророк или его преемник – философ-имам, передающий жителям истины богооткровенной религии, следование которым должно обеспечить им благую участь. Образцовому граду противостоят 4 типа несовершенных градов: невежественный, нечестивый, переродившийся и заблудший. Жители невежественного града вообще не ведают истины и видят цель жизни в удовлетворении физич. потребностей, плотских удовольствиях, богатстве, славе, власти и т. п. Жители нечестивого града имеют представление об истине, но ведут порочный образ жизни. Жители переродившегося града отошли от истинных воззрений и благих дел. Наконец, жители заблудшего града находятся во власти ложных представлений, преподанных самозваными лжепророками.
Согласно эсхатологич. концепции Ф., духовное приобщение к Первоначалу и космич. разумам (отчасти достижимое ещё в земной жизни) доступно только душам жителей совершенного града. Жителям нечестивого града, а также предводителям переродившегося и заблудшего градов уготованы вечные муки. Души остальных жителей последних двух градов, а также жителей невежественного града после смерти прекращают своё существование.
В теории музыки Ф. опирался преим. на пифагорейскую традицию др.-греч. гармоники и Птолемея. Экстраполируя греч. представления о звуковысотной структуре музыки на современный ему вост. муз. материал, он подобрал араб. аналоги греч. понятиям и терминам (напр., трём родам мелоса и тетрахордам Совершенной системы), а в ряде случаев (как с микрохроматикой и с техникой мелодич. композиции) расширил терминологию для характеристики феноменов, отсутствовавших у греков. Моделью для его ладовой теории служил гриф уда, а затем танбура. Для записи высоты звука использовал буквы араб. алфавита и цифры, для записи ритма – систему слогов.
Учеником Ф. был видный христианский философ-перипатетик Яхья ибн Ади (ум. 974). Ф. оказал большое влияние на Ибн Сину, Ибн Баджу, Ибн Мискавейха, Ибн Рушда и др. мусульм. мыслителей. Сочинения Ф. получили известность не только в мусульм. мире, но и в ср.-век. Европе, многие из них переводились на евр. и лат. языки.