ИБН БА́ДЖА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИБН БА́ДЖА Абу Бакр Мухаммад [латинизир. Авемпас (Avempace) или Авенпаце (Avenpace)] (кон. 11 в., Сарагоса – 1138 или 1139, Фес), арабо-мусульм. философ, врач, поэт, гос. деятель; основоположник перипатетич. традиции (фальсафа) на Западе мусульм. мира (в Андалусии). Получил образование в Сарагосе, где стал визирем (1110-е гг.). После 1118 жил в Севилье и Гренаде, а затем в Фесе, где снова занял пост визиря. По преданию, умер, отравленный завистниками. Учениками И. Б. были Ибн аль-Имам, издавший его сочинения, и Ибн Рушд. Из более чем ста сочинений И. Б. сохранилось около половины, большинство из них – комментарии к естественно-науч. и логич. работам Аристотеля. Осн. оригинальные сочинения: «Прощальное послание», «Трактат о соединении разума с человеком», «Жизнеустроение уединённого» и «Книга о душе». Согласно изложенной в них концепции, сущность человека, проходящего в своём индивидуальном развитии этапы растительного (в чреве матери), животного и собственно человеческого состояний, заключается в его разумности, а цель его – в соединении с «деятельным Разумом», который, будучи десятой ступенью эманации Первоначала (Бога), является источником форм всех вещей и упорядоченности в подлунном мире. Это соединение, составляющее истинное «счастье» человека, осуществляется в процессе восхождения по ступеням интеллигибельных, или «духовных», форм, т. е. форм, всё в меньшей степени связанных с материей; И. Б. противопоставляет его интуитивно-экстатич. «единению» с Богом, проповедуемому суфийскими мистиками. Человеческий разум, ставший в результате этого соединения из потенциального актуальным, в акте мышления тождественным со своим объектом, оказывается тем самым единым для всех людей (подобно тому, как свойство магнита едино для всех частей намагниченного железа) – идея монопсихизма, развитая впоследствии Ибн Рушдом.
Вслед за аль-Фараби И. Б. конструировал идеал «совершенного града», жители которого не нуждаются ни во врачах, ни в судьях. Однако философ, живущий в реальном несовершенном обществе, может обрести счастье лишь в «уединении», в качестве отшельника.