Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИБН БА́ДЖА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 604-605

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Ибрагим

ИБН БА́ДЖА Абу Бакр Му­хам­мад [ла­тини­зир. Авем­пас (Avempace) или Авен­па­це (Avenpace)] (кон. 11 в., Са­ра­го­са – 1138 или 1139, Фес), ара­бо-му­сульм. фи­ло­соф, врач, по­эт, гос. дея­тель; ос­но­во­по­лож­ник пе­ри­па­те­тич. тра­ди­ции (фаль­са­фа) на За­па­де му­сульм. ми­ра (в Ан­да­лу­сии). По­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в Са­ра­го­се, где стал ви­зи­рем (1110-е гг.). По­сле 1118 жил в Се­ви­лье и Гре­на­де, а за­тем в Фе­се, где сно­ва за­нял пост визи­ря. По пре­да­нию, умер, от­рав­лен­ный за­ви­ст­ни­ка­ми. Уче­ни­ка­ми И. Б. бы­ли Ибн аль-Имам, из­дав­ший его со­чи­не­ния, и Ибн Рушд. Из бо­лее чем ста со­чи­не­ний И. Б. со­хра­ни­лось око­ло по­ло­ви­ны, боль­шин­ст­во из них – ком­мен­та­рии к ес­те­ст­вен­но-на­уч. и ло­гич. ра­бо­там Ари­сто­те­ля. Осн. ори­ги­наль­ные со­чи­не­ния: «Про­щаль­ное по­сла­ние», «Трак­тат о со­еди­не­нии ра­зу­ма с че­ло­ве­ком», «Жиз­не­уст­рое­ние уе­ди­нён­но­го» и «Кни­га о ду­ше». Со­глас­но из­ло­жен­ной в них кон­цеп­ции, сущ­ность че­ло­ве­ка, про­хо­дя­ще­го в сво­ём ин­ди­ви­ду­аль­ном раз­ви­тии эта­пы рас­ти­тель­но­го (в чре­ве ма­те­ри), жи­вот­но­го и соб­ст­вен­но че­ло­ве­че­ско­го со­стоя­ний, за­клю­ча­ет­ся в его ра­зум­но­сти, а цель его – в со­еди­не­нии с «дея­тель­ным Ра­зу­мом», ко­то­рый, бу­ду­чи де­ся­той сту­пе­нью эма­на­ции Пер­во­на­ча­ла (Бо­га), яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком форм всех ве­щей и упо­ря­до­чен­но­сти в под­лун­ном ми­ре. Это со­еди­не­ние, со­став­ляю­щее ис­тин­ное «сча­стье» че­ло­ве­ка, осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в про­цес­се вос­хо­ж­де­ния по сту­пе­ням ин­тел­ли­ги­бель­ных, или «ду­хов­ных», форм, т. е. форм, всё в мень­шей сте­пе­ни свя­зан­ных с ма­те­ри­ей; И. Б. про­ти­во­пос­тав­ля­ет его ин­туи­тив­но-экс­та­тич. «еди­не­нию» с Бо­гом, про­по­ве­дуе­мо­му су­фий­ски­ми мис­ти­ка­ми. Че­ло­ве­че­ский ра­зум, став­ший в ре­зуль­та­те это­го со­еди­не­ния из по­тен­ци­аль­но­го ак­ту­аль­ным, в ак­те мыш­ле­ния то­ж­де­ст­вен­ным со сво­им объ­ек­том, ока­зы­ва­ет­ся тем са­мым еди­ным для всех лю­дей (по­доб­но то­му, как свой­ст­во маг­ни­та еди­но для всех час­тей на­маг­ни­чен­но­го же­ле­за) – идея мо­но­пси­хиз­ма, раз­ви­тая впо­след­ст­вии Ибн Руш­дом.

Вслед за аль-Фа­ра­би И. Б. кон­ст­руиро­вал иде­ал «со­вер­шен­но­го гра­да», жи­те­ли ко­то­ро­го не ну­ж­да­ют­ся ни во вра­чах, ни в судь­ях. Од­на­ко фи­ло­соф, жи­ву­щий в ре­аль­ном не­со­вер­шен­ном об­ще­ст­ве, мо­жет об­рес­ти сча­стье лишь в «уе­ди­не­нии», в ка­че­ст­ве от­шель­ни­ка.

Соч.: Кни­га о ду­ше // Из­бран­ные про­из­ве­де­ния мыс­ли­те­лей стран Ближ­не­го и Сред­не­го Вос­то­ка. М., 1961; Раса’иль фал­са­фиййа / А. Ба­да­ви. Бен­га­зи, 1973; Раса’иль Ибн Бад­жжа аль-иля­хиййа / М. Фах­ри. Бей­рут, 1992.

Лит.: Zainaty G. La morale d’Avempace. P., 1979; Аль-Аля­ви. Му’алляфат Ибн Бад­жжа. Бей­рут, 1983.

Вернуться к началу