УД
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УД (араб.; букв. – дерево), струнный щипковый муз. инструмент типа лютни с короткой шейкой. Классич. муз. инструмент Ближнего и Среднего Востока. Возник в раннем Средневековье как араб. вариант перс. бербета (барбата, барбута), от которого отличался способом изготовления (в т. ч. в отличие от кожаной деки бербета дека уда была деревянной). Создание уда приписывается Зальзалю (согласно Абу-ль-Фараджу аль-Исфахани, его уд имел удлинённые пропорции). Самое раннее изображение уда находилось в замке Каср аль-Хейр аль-Гарби близ Хомса (Сирия; построен в 727, ныне в руинах). Первоначально уд был 4-струнным. Струны имели ряд символич. значений и связей (по аль-Кинди, им соответствуют 4 первоэлемента, 4 времени года, 4 телесные жидкости); изготавливались из шёлка и кишок животных (позднее – из шёлка) и были разной толщины. Усложнение ладомелодич. особенностей макама повлекло добавление 5-й струны. Авторами нововведений источники называют, помимо аль-Кинди и Зальзаля, аль-Фараби и Зирьяба (ум. 852). Все названные теоретики были мастерами игры на уде. На строе и акустич. особенностях уда основывалась вся ср.-век. муз. теория (до 17 в.). Ладков на уде фактически нет, однако в трактатах они схематически изображались для обозначения парде́ – ступеней звукоряда и позиций осн. тона макамной мелодич. модели. Система соотношений струн и парде на грифе уда послужила основой для изобретения разл. видов нотации. В кон. 15 – нач. 16 вв. появился 6-струнный уд [автор нововведения – Нураддин Абдуррахман, сын Абд аль-Кадира (Абдулгадира Мараги)], который получил широкое распространение в проф. муз. творчестве. Мастерством игры на уде прославились все известные потомки Абдулгадира Мараги. Осн. настройка уда – квартовая. До 17 в. уд сохранял ведущее положение в классич. музыке Востока, Дарвеш Али Чанги называл его «царём всех инструментов».
В современной араб., иран., ирак., тур. и азербайджанской макамно-мугамной музыке распространён 6-струнный уд. В некоторых традициях уд функционирует как сольный виртуозный инструмент, крупнейший исполнитель в 20 в. – М. Башир.