Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УД

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 672-673

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Агаева
Уд.

УД (араб.; букв. – де­ре­во), струн­ный щип­ко­вый муз. ин­ст­ру­мент ти­па лют­ни с ко­рот­кой шей­кой. Клас­сич. муз. ин­ст­ру­мент Ближ­не­го и Сред­не­го Вос­то­ка. Воз­ник в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье как араб. ва­ри­ант перс. бер­бе­та (бар­ба­та, бар­бу­та), от ко­то­ро­го от­ли­чал­ся спо­со­бом из­го­тов­ле­ния (в т. ч. в от­ли­чие от ко­жа­ной де­ки бер­бе­та де­ка уда бы­ла де­ре­вян­ной). Соз­да­ние уда при­пи­сы­ва­ет­ся Заль­за­лю (со­глас­но Абу-ль-Фа­рад­жу аль-Ис­фа­ха­ни, его уд имел уд­ли­нён­ные про­пор­ции). Са­мое ран­нее изо­бра­же­ние уда на­хо­ди­лось в зам­ке Каср аль-Хейр аль-Гар­би близ Хом­са (Си­рия; по­стро­ен в 727, ны­не в руи­нах). Пер­во­на­чаль­но уд был 4-струн­ным. Стру­ны име­ли ряд сим­во­лич. зна­че­ний и свя­зей (по аль-Кин­ди, им со­от­вет­ст­ву­ют 4 пер­во­эле­мен­та, 4 вре­ме­ни го­да, 4 те­лес­ные жид­ко­сти); из­го­тав­ли­ва­лись из шёл­ка и ки­шок жи­вот­ных (позд­нее – из шёл­ка) и бы­ли раз­ной тол­щи­ны. Ус­лож­не­ние ла­до­ме­ло­дич. осо­бен­но­стей ма­ка­ма по­влек­ло до­бав­ле­ние 5-й стру­ны. Ав­то­ра­ми но­во­вве­де­ний ис­точ­ни­ки на­зы­ва­ют, по­ми­мо аль-Кин­ди и Заль­за­ля, аль-Фа­ра­би и Зирь­я­ба (ум. 852). Все на­зван­ные тео­ре­ти­ки бы­ли мас­те­ра­ми иг­ры на уде. На строе и аку­стич. осо­бен­но­стях уда ос­но­вы­ва­лась вся ср.-век. муз. тео­рия (до 17 в.). Лад­ков на уде фак­ти­че­ски нет, од­на­ко в трак­та­тах они схе­ма­ти­че­ски изо­бра­жа­лись для обо­зна­че­ния пар­де́ – сту­пе­ней зву­ко­ря­да и по­зи­ций осн. то­на ма­кам­ной ме­ло­дич. мо­де­ли. Сис­те­ма со­от­но­ше­ний струн и пар­де на гри­фе уда по­слу­жи­ла ос­но­вой для изо­бре­те­ния разл. ви­дов но­та­ции. В кон. 15 – нач. 16 вв. поя­вил­ся 6-струн­ный уд [ав­тор но­во­вве­де­ния – Ну­рад­дин Аб­дур­рах­ман, сын Абд аль-Ка­ди­ра (Аб­дул­га­ди­ра Ма­ра­ги)], ко­то­рый по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в проф. муз. твор­че­ст­ве. Мас­тер­ст­вом иг­ры на уде про­сла­ви­лись все из­вест­ные по­том­ки Аб­дул­га­ди­ра Ма­ра­ги. Осн. на­строй­ка уда – квар­то­вая. До 17 в. уд со­хра­нял ве­ду­щее по­ло­же­ние в клас­сич. му­зы­ке Вос­то­ка, Дар­веш Али Чан­ги на­зы­вал его «ца­рём всех ин­ст­ру­мен­тов».

В сов­ре­мен­ной араб., иран., ирак., тур. и азер­бай­джан­ской ма­кам­но-му­гам­ной му­зы­ке рас­про­стра­нён 6-струн­ный уд. В не­ко­то­рых тра­ди­ци­ях уд функ­циони­ру­ет как соль­ный вир­ту­оз­ный ин­ст­ру­мент, круп­ней­ший ис­пол­ни­тель в 20 в. – М. Ба­шир.

Вернуться к началу