Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАРВЕ́Ш АЛИ́ ЧАНГИ́

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 322

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ДАРВЕ́Ш АЛИ́ ЧАНГИ́ (2-я пол. 16 – нач. 17 вв.), тадж. тео­ре­тик му­зы­ки, пе­вец, ар­фист (ис­пол­ни­тель на чан­ге). Его дея­тель­ность про­хо­ди­ла в Бу­ха­ре, Бал­хе, Ке­ше, Са­мар­кан­де, Ан­ди­жа­не и др. Как тео­ре­тик был по­сле­до­ва­те­лем бу­хар­ско­го му­зы­кан­та Над­жи­мид­ди­на Кав­ка­би (16 в.). Ав­тор трак­та­та «О му­зы­ке» на перс. яз. («Ри­со­лаи му­си­ки», 2-й ва­ри­ант под назв. «Тух­фа­тус-су­рур» – «Да­ры ра­до­сти»), 1-я гла­ва ко­то­ро­го со­дер­жит ха­ди­сы (из­ре­че­ния) про­ро­ка Му­хам­ме­да о доз­во­лен­но­сти пе­ния и му­зы­ки в бы­ту му­суль­ма­ни­на, 2–6-я гла­вы со­став­ля­ют муз.-тео­ре­тич. раз­дел, 7–12-я – жиз­не­опи­са­ния му­зы­кан­тов. В трак­та­те из­ло­же­ны ла­до­вая сис­те­ма ду­воз­да­ма­ком («12 ма­ко­мов»), сис­те­ма усу­лей (рит­мов), опи­са­ны фор­мы и ви­ды ин­ст­ру­мен­таль­ных и во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ных ком­по­зи­ций, осо­бен­но­сти строе­ния муз. ин­ст­ру­мен­тов (тан­бур, най, чанг, сам­тур, ко­нун, бар­бат и др.).

Лит.: Се­ме­нов А. А. Сред­не­ази­ат­ский трак­тат по му­зы­ке Дер­ви­ша Али (XVII в.). Со­кра­щен­ный пер­сид­ский текст. Таш., 1946; Ра­ши­до­ва Д. Све­де­ния о ма­ко­мах и му­зы­каль­ной жиз­ни в трак­та­тах Дар­ве­ша Али Чан­ги // Про­фес­сио­наль­ная му­зы­ка уст­ной тра­ди­ции на­ро­дов Ближ­не­го, Сред­не­го Вос­то­ка и со­вре­мен­ность. Таш., 1981. С. 209–212.

Вернуться к началу