КИ́НДИ АЛЬ-КИНДИ АБУ ЮСУФ ЯКУБ ИБН ИСХАК
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИ́НДИ, аль-Кинди Абу Юсуф Якуб ибн Исхак (кон. 8 в., Куфа или Басра – ок. 870, Багдад), араб. философ и учёный-энциклопедист, первый крупный представитель арабо-мусульм. аристотелизма (см. Фальсафа). Почётное прозвище Философ арабов или Философ ислама. Родился в знатной семье, его отец был эмиром-наместником в Куфе при аббасидских халифах аль-Махди (правил в 775–785) и Харуне ар-Рашиде. Образование получил, по-видимому, в Басре, а затем в Багдаде. Здесь он стал приближённым трёх халифов – аль-Мамуна (правил в 813–833), аль-Мутасима (правил в 833–842) и аль-Васика (правил в 842–847), покровительствовавших философии и особенно мутазилитам. К. был учителем и другом сына аль-Мутасима – Ахмада, которому посвятил ряд трактатов. При аль-Мутаваккиле (правил в 847–861) подвергся гонениям, разделив участь мутазилитов.
Ср.-век. араб. источники называют ок. 300 сочинений К. (сохранилось лишь немногим более десятой части), которые охватывали практически все области научного и филос. знания того времени, в т. ч. логику, метафизику, богословие (калам), психологию, этику и политику, геометрию, астрономию и астрологию, теорию музыки, химию, фармакологию и медицину. К. активно участвовал в деятельности переводчиков из учреждённого аль-Мамуном «Дома мудрости», по его личному заказу была переведена «Метафизика» Аристотеля, а перевод «Теологии» Аристотеля он отредактировал и, по преданию, написал к этому сочинению комментарии. В противостоянии богословам-традиционалистам, отвергавшим греч. философию и науку как языческие и чуждые исламу, К. написал не дошедшее до нас «Увещание к философии» (вдохновлённое, по-видимому, «Протрептиком» Аристотеля) и адресованный аль-Мутасиму трактат «О первой философии» (т. е. метафизике) – самое значительное из сохранившихся его произведений. Доминировавший в филос. системе К. аристотелизм, сочетавшийся с идеями неоплатонизма (о Едином, о начале времени, о происхождении души и её посмертном восхождении в мир горний) и пифагореизма (о роли числовых и геометрич. пропорций), приводился в соответствие с принципами исламского монотеизма, представленного учением мутазилитов. В отличие от последующих мусульм. аристотеликов К. не принял неоплатонич. концепцию эманации, отстаивая творение мира «из ничего», учил о превосходстве пророческого знания над философским. Ряд трактатов К. получил известность на лат. Западе (в т. ч. «De intellectu» и «De quinque essentiis»).
К. – первый араб. теоретик музыки, сохранились его «Большой трактат о сочинении мелодий», «Трактат о важнейших категориях в музыке», учебник «Сочинение мелодий и игра на лютне [уде]». Изучал ладовую и ритмич. организацию араб. музыки, воздействие музыки на психофизич. состояние человека; все муз. элементы объяснял на основе строя и акустич. особенностей уда.