Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИ́НДИ АЛЬ-КИНДИ АБУ ЮСУФ ЯКУБ ИБН ИСХАК

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 695

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Ефремова

КИ́НДИ, аль-Кин­ди Абу Юсуф Якуб ибн Ис­хак (кон. 8 в., Ку­фа или Бас­ра – ок. 870, Ба­гдад), араб. фи­ло­соф и учё­ный-эн­цик­ло­пе­дист, пер­вый круп­ный пред­ста­ви­тель ара­бо-му­сульм. ари­сто­те­лиз­ма (см. Фаль­са­фа). По­чёт­ное про­зви­ще Фи­ло­соф ара­бов или Фи­ло­соф ис­ла­ма. Ро­дил­ся в знат­ной се­мье, его отец был эми­ром-на­ме­ст­ни­ком в Ку­фе при аб­ба­сид­ских ха­ли­фах аль-Мах­ди (пра­вил в 775–785) и Ха­ру­не ар-Ра­ши­де. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил, по-ви­ди­мо­му, в Бас­ре, а за­тем в Ба­гда­де. Здесь он стал при­бли­жён­ным трёх ха­ли­фов – аль-Ма­му­на (пра­вил в 813–833), аль-Му­та­си­ма (пра­вил в 833–842) и аль-Ва­си­ка (пра­вил в 842–847), по­кро­ви­тель­ст­во­вав­ших фи­ло­со­фии и осо­бен­но му­та­зи­ли­там. К. был учи­те­лем и дру­гом сы­на аль-Му­та­си­ма – Ах­ма­да, ко­то­ро­му по­свя­тил ряд трак­татов. При аль-Му­та­вак­ки­ле (пра­вил в 847–861) под­верг­ся го­не­ни­ям, раз­де­лив участь му­та­зи­ли­тов.

Ср.-век. араб. ис­точ­ни­ки на­зы­ва­ют ок. 300 со­чи­не­ний К. (со­хра­ни­лось лишь не­мно­гим бо­лее де­ся­той час­ти), ко­то­рые ох­ва­ты­ва­ли прак­ти­че­ски все об­лас­ти на­уч­но­го и фи­лос. зна­ния то­го вре­ме­ни, в т. ч. ло­ги­ку, ме­та­фи­зи­ку, бо­го­сло­вие (ка­лам), пси­хо­ло­гию, эти­ку и по­ли­ти­ку, гео­мет­рию, ас­тро­но­мию и ас­т­ро­ло­гию, тео­рию му­зы­ки, хи­мию, фар­ма­ко­ло­гию и ме­ди­ци­ну. К. ак­тив­но уча­ст­во­вал в дея­тель­но­сти пе­ре­во­дчи­ков из уч­ре­ж­дён­но­го аль-Ма­му­ном «До­ма муд­ро­сти», по его лич­но­му за­ка­зу бы­ла пе­ре­ве­де­на «Ме­та­фи­зи­ка» Ари­сто­те­ля, а пе­ре­вод «Тео­ло­гии» Ари­сто­те­ля он от­ре­дак­ти­ро­вал и, по пре­да­нию, на­пи­сал к это­му со­чи­не­нию ком­мен­та­рии. В про­ти­во­стоя­нии бо­го­сло­вам-тра­ди­цио­на­ли­стам, от­вер­гав­шим греч. фи­ло­со­фию и нау­ку как язы­че­ские и чу­ж­дые ис­ла­му, К. на­пи­сал не до­шед­шее до нас «Уве­ща­ние к фи­ло­со­фии» (вдох­нов­лён­ное, по-ви­ди­мо­му, «Про­треп­ти­ком» Ари­сто­те­ля) и ад­ре­со­ван­ный аль-Му­та­си­му трак­тат «О пер­вой фи­ло­со­фии» (т. е. ме­та­фи­зи­ке) – са­мое зна­чи­тель­ное из со­хра­нив­ших­ся его про­из­ве­де­ний. До­ми­ни­ро­вав­ший в фи­лос. сис­те­ме К. ари­сто­те­лизм, со­че­тав­ший­ся с идея­ми не­оп­ла­то­низ­ма (о Еди­ном, о на­ча­ле вре­ме­ни, о про­ис­хо­ж­де­нии ду­ши и её по­смерт­ном вос­хо­ж­де­нии в мир гор­ний) и пи­фа­го­ре­из­ма (о ро­ли чи­сло­вых и гео­мет­рич. про­пор­ций), при­во­дил­ся в со­от­вет­ст­вие с прин­ци­па­ми ис­лам­ско­го мо­но­те­из­ма, пред­став­лен­но­го уче­ни­ем му­та­зи­ли­тов. В от­ли­чие от по­сле­дую­щих му­сульм. ари­сто­те­ли­ков К. не при­нял не­оп­ла­то­нич. кон­цеп­цию эма­на­ции, от­стаи­вая тво­ре­ние ми­ра «из ни­че­го», учил о пре­вос­ход­ст­ве про­ро­че­ско­го зна­ния над фи­ло­соф­ским. Ряд трак­та­тов К. по­лу­чил из­вест­ность на лат. За­па­де (в т. ч. «De intellectu» и «De ­quinque essentiis»).

К. – пер­вый араб. тео­ре­тик му­зы­ки, со­хра­ни­лись его «Боль­шой трак­тат о со­чи­не­нии ме­ло­дий», «Трак­тат о важ­ней­ших ка­те­го­ри­ях в му­зы­ке», учеб­ник «Со­чи­не­ние ме­ло­дий и иг­ра на лют­не [уде]». Изу­чал ла­до­вую и рит­мич. ор­га­ни­за­цию араб. му­зы­ки, воз­дей­ст­вие му­зы­ки на пси­хо­фи­зич. со­стоя­ние че­ло­ве­ка; все муз. эле­мен­ты объ­яс­нял на ос­но­ве строя и аку­стич. осо­бен­но­стей уда.

Соч.: Раса’ил ал-Кин­ди ал-фал­са­фиййа / Изд. М. А. Абу-Ри­да. Ка­ир, 1950–1953. Ч. 1–2; Избр. про­из­ве­де­ния мыс­ли­те­лей стран Ближ­не­го и Сред­не­го Вос­то­ка IX–XIV вв. М., 1961. С. 41–132.

Лит.: Al-Kindi: the philosopher of the Arabs. Rawalpindi, 1966; Jolivet J. L’intellect selon Kindi. Leyden, 1971; Ivry A. L. Al-Kindi’s me­taphysics. Albany, 1974; Ма­ди А. Му­зы­каль­но-тео­ре­ти­че­ское на­сле­дие аль-Кин­ди и раз­ви­тие араб­ской му­зы­каль­ной нау­ки в пе­ри­од Аб­ба­си­дов // Весці Бе­ла­ру­скай дзяржаўнай ака­дэміі музыкі. 2005. № 6; Abboud T. Al-Kin­di: the father of Arab philosophy. N. Y., 2006; Rescher N. Al-Kindi, an annotated bibliogra­phy. Pittsburgh, 1964.

Вернуться к началу