МИКРОХРОМА́ТИКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИКРОХРОМА́ТИКА (от микро... и греч. χρῶμα – цвет, краска, первоначально – цвет кожи), один из родов интервальных систем, содержащий интервалы меньше полутона: четвертитоны, трететоны, шестинатоны и др. Микрохроматические интервалы также именуют микротонами или микроинтервалами. Микрохроматика применяется главным образом в музыке монодического склада (см. Монодия), а также в многоголосии (как звуки в составе конкордов, аккордов, кластеров). В отличие от экмелических интервалов (см. в статье Экмелика), микрохроматические интервалы – эммелические, то есть представляют собой стабильные элементы звуковысотной системы. Микрохроматические интервалы могут быть точно измерены и представлены в числовом выражении; в смысле высотной определённости они составляют предмет гармонии так же, как диатонические и хроматические интервалы в соответствующих интервальных родах. Вокальное интонирование микроинтервалов (особенно шаг на интервал, составленный из суммы диатонического и микрохроматического, например на кварту с четвертитоном) и их ладовое (системное) осмысление затруднительны для слуха, воспитанного в традициях европейской академической музыки. При том что 12 тонов хроматической гаммы различаются как дискретные, высотно обособленные ступени, микрохроматический интервал (даже четвертитон, не говоря уже о комме) слух без специальной тренировки оценивает как фальшь, а не как смену системной (ладозвукорядной) функции.
Микрохроматика существовала в древности (энармоника в греческой античности), с ней экспериментировали музыканты эпохи Возрождения. Н. Вичентино, который, ориентируясь на греческий прообраз, пытался внедрить микрохроматику в многоголосную композицию, призывал певцов тренировать слух с помощью инструмента собственной разработки – архиклавесина (итал. archicembalo), позволявшего озвучивать микроинтервалы. Для классической музыки ряда неевропейских культур (рага, макам, гамелан и др.) использование микроинтервалов традиционно и нормативно. Однако поныне не решён дискутирующийся на протяжении десятилетий в музыкальной науке вопрос о том, являются ли микроинтервалы в этих традициях орнаментальными, либо они образуют особые, функционально обособленные, «микрохроматические» ступени звукоряда.
Микрохроматика – одна из техник композиции 20–21 вв. в Европе и США. При этом микрохроматические теории (И. А. Вышнеградского, А. Хабы, советского музыковеда А. С. Оголевца, нидерландского физика и музыканта А. Д. Фоккера и др.) не получили широкого признания в музыкальной науке и не были приняты крупнейшими композиторами. Сочинения Вичентино, Вышнеградского, Хабы, Х. Бадингса (последователя Фоккера), Г. Парча и др. «микрохроматистов» сохраняют статус маргинального явления в музыкальной культуре. См. также Сонорика, Кластер (в музыке).
Микрохроматику как род интервальной системы следует отличать от более общего понятия «микротоновая музыка» (англ. microtonal music, microtonality), которым охватывается музыка с любыми микроинтервалами, как системными, так и орнаментальными (см. Орнаментика). Во втором случае ход на микроинтервал (например, блюзовые ноты в джазе, микроинтервалы в мугаме) не создаёт ощущения перехода от одной ступени ладового звукоряда к другой, а воспринимается слухом как украшение (перекраска) базовой — диатонической или хроматической — ступени.