ПАРЧ ГАРРИ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРЧ (Partch) Гарри (24.6.1901, Окленд, штат Калифорния – 3.9.1974, Сан-Диего, там же), американский композитор, теоретик музыки, изобретатель музыкальных инструментов. Родился в семье пресвитерианских миссионеров, получил домашнее музыкальное образование. До окончания школы (1919) работал тапёром. В годы формирования испытал влияние протестантской гимнографии, познакомился с китайской музыкой (родители П. до его рождения работали в Китае), ритуальной музыкой индейцев яки, фольклором оки (переселенцев из Оклахомы). В 1920–22 спорадически учился игре на фортепиано на музыкальном факультете Университа Южной Калифорнии. Знакомство П. в 1923 с книгой Г. Гельмгольца «Учение о восприятии звука» привело к переосмыслению им концепции музыки. С 1928 он начал развивать оригинальную теорию «монодической» (англ. monophonic, букв. – монофонический) и под влиянием О. Шпенглера «корпореальной» (англ. corporeal, букв. – телесный) музыки чистого строя (см. Строй музыкальный), радикально порывающей с классико-романтической традицией. Около 1929 он уничтожил все свои юношеские сочинения, отныне пытаясь возвратить музыке ритуальный, «телесный» характер с опорой на живую речь как источник интонационных структур. В разные годы экспериментировал с 29-, 55-, 37- и 43-ступенными октавными звукорядами, в итоге остановился на последнем. В 1933 работал в Юго-Западном музее Лос-Анджелеса, осуществил транскрипцию фонограмм 24 индейских песен из коллекции музея.
Начиная с «17 стихов Ли Бо» (1933, для голоса и модифицированного альта) писал музыку для сконструированных им самим инструментов. Изобрёл всего более 20 инструментов, в т. ч. модифицированные (по авторскому определению, «адаптированные») альты, гитары, маримбы, кифары, «хромелодеон» (род фисгармонии), «зимоксил» (род ксилофона), гармонический канун и др. (с 2014 хранятся в Вашингтонском университете в Сиэтле).
В 1928–33 П. пытался выработать универсальную систему нотации для музыки в чистом строе, но ограничился табулатурами, созданными специально для каждого инструмента. В 1934 получил грант на создание «хроматического органа», с этой целью изучал в Лондоне (преимущественно в Британском музее) устройство старинных музыкальных инструментов, а также тех, что были описаны в трудах Г. Гельмгольца. Созданная им в результате фисгармония «Птолемей» была повреждена при транспортировке по пути в США и в музыкальной практике в дальнейшем не использовалась. В том же году (1934) в Дублине П. сблизился с У. Б. Йейтсом, работал с ним над музыкальной постановкой «Царя Эдипа» Софокла (Окленд, 1952; окончательная редакция – 1967), испытал его влияние в театральной драматургии и в целом – в концепции воплощения слова в музыке. Вернулся в США в 1935, в течение 9 лет, не имея возможности заниматься музыкой, скитался по стране, вёл образ жизни разнорабочего; свои впечатления обобщил в тетраптихе «Сбившиеся с пути» (1941–43), основанном на транскрипциях речи хобо, граффити хитчхайкеров и подобных материалах. Пользуясь различными университетскими грантами, П. постепенно вернулся к привычной жизни.
В 1949 опубликовал трактат «Происхождение музыки», в котором обобщил свои композиторские и органологические опыты в микротоновой музыке (см. Микрохроматика). Несмотря на принципиальную важность чистого строя как фундамента композиторской музыки, П. не фетишизировал ни акустическую строгость построений, ни их применение в собственной практике: он видел в чистом строе лишь одну из составляющих своего творческого проекта «тотального театра». Наиболее полно воплотил свои идеи в сценических сочинениях «Околдованные» («The Bewitched»; авторское определение – «хореографическая сатира»; Урбана, 1957), «Откровение в парке у здания суда» (по «Вакханке» Еврипида; Урбана, 1961), «Бред фурии» («Delusion of the fury»; гибрид эфиопской сказки и пьесы театра но; Лос Анджелес, 1969).