ЙЕЙТС ЙИТС УИЛЬЯМ БАТЛЕР
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЙЕЙТС, Йитс (Yeats) Уильям Батлер (13.6.1865, Сандимаунт, близ Дублина – 28.1.1939, Рокбрюн, Франция; похоронен в Драмклиффе, графство Слайго), ирл. поэт, драматург, обществ. деятель. Родился в семье художника. Учился в худож. школе в Дублине. Первые стихи написал в 17 лет; дебютировал в печати в 1885. На поэтическую манеру Й. оказали влияние П. Б. Шелли, Э. Спенсер, У. Блейк, а также прерафаэлиты. Испытал сильное увлечение теософией и оккультизмом; в 1885 был одним из основателей Дублинского герметического ордена, позднее вступил в Теософское об-во. В созданном на основе ирл. мифологич. преданий поэтич. сб. «Странствия Ойсина и другие стихотворения» («The wanderings of Oisin, and other poems», 1889) наметилась одна из главных тем творчества Й. – предпочтение, отдаваемое созерцательной, духовной жизни перед жизнью деятельной. Осмысленные в мистическом плане мифы и образы ирл. фольклора стали для Й. ключом к пониманию спрятанного от непосвящённых смысла мира; творчество, в котором слово имеет потаённый, скрытый смысл, слилось со священнодействием. Поэтич. сб-ки Й. «Роза» («The rose», 1893), «Ветер в камышах» («The wind among the reeds», 1899), «В семи лесах» («In the seven woods», 1903), «Дикие лебеди в Куле» («The wild swans at Coole», 1917) и др., а также сб. эссе «Кельтские сумерки» («The celtic twilight», 1893, рус. пер. 1998) – наиболее яркие достижения Ирландского возрождения и европ. символизма.
В 1899 Й. совместно с леди А. Грегори и др. основал Ирл. лит. театр; возглавлял театр «Аббатство» (до 1938). В драматургии Й. осуждаются деспотизм и нетерпимость («Графиня Кэтлин», «The countess of Kathleen», 1892), звучат патриотич. мотивы, призывы освободить Ирландию от англ. владычества («Кэтлин, дочь Холиэна», «Kathleen ni Hoolihan», 1902, и др.). Большую известность получили пьесы: «Воскрешение» («The resurrection», 1931) и «Чистилище» («Purgatory», 1939) на религ. сюжеты; «Смерть Кухулина» («The death of Cuchulain», 1939), перелагающая мотивы ирл. фольклора; «Актёр Королева» («The player queen», 1922) и «Король часовой башни» («The king of the great clock tower», 1934), пронизанные фантастикой и изощрённой символикой. В 1913 познакомился с Э. Паундом, под влиянием которого написал пьесы в духе япон. театра «но»: «У ястребиного источника» («At the hawk’s Well», 1916) и др. В нач. 1910-х гг. поэтич. стиль Й. подвергся значит. изменениям: Й. отказался от поэтич. условностей в пользу более личноcтного стиля и использования простого, часто приближенного к разговорному, языка. Й. создаёт собств. мифологию, насыщая позднюю лирику точными, «предметными» образами, сквозь обыденность которых проступает сокровенный смысл бытия [сб-ки «Башня» («The tower», 1928), «Винтовая лестница» («The winding stair», 1929)]. Среди произведений, посвящённых памяти ирл. борцов за свободу, наиболее известно стих. «Пасха 1916 года» («Easter, 1916», 1916) – размышление о цене, которую приходится платить за прогресс, о жертвах истории и её смысле. Й. – автор эссе «Видение» («A vision», 1925), статей о лит-ре и театре, составитель антологий англ. лирики и др. Нобелевская пр. (1923). Переводы произведений Й. на рус. яз. появились в 1930-х гг.