ПА́УНД ЭЗРА УЭСТОН ЛУМИС
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́УНД (Pound) Эзра Уэстон Лумис (30.10.1885, Хейли, штат Айдахо – 1.11.1972, Венеция), амер. поэт, литературный критик, издатель. Потомок колонистов, переселившихся из Англии в 17 в. Окончил Колледж свободных искусств при Пенсильванском ун-те (1906); преподавал в провинц. колледже штата Индиана (1907–08). В 1908–1920 жил в Лондоне (где некоторое время был секретарём У. Б. Йейтса), Париже (1921–24); с 1924 в Италии. Как сотрудник амер. лит.-худож. журналов «Poetry», «Little Review» и «New Age» сыграл решающую роль в публикации романа «Улисс» и поэзии Дж. Джойса, а также сочинений Т. С. Элиота, Д. Г. Лоуренса, Р. Фроста, Р. Олдингтона и др. В 1933 встречался с Б. Муссолини; разочарование П. в традиц. ценностях европ. цивилизации, тотальное отрицание совр. буржуазного мира способствовали сочувственному восприятию идей фашизма. В 1940–45 выступал с выдержанными в профашистском и антисемитском духе передачами по итал. радио; амер. суд заочно признал его виновным в гос. измене. Арестован итал. партизанами в мае 1945; неск. месяцев содержался в лагере для военнопленных [трагич. опыт этого времени отразился в поэтич. цикле «Пизанские песни» («Canti pisani», 1948)]. В нояб. 1945 перевезён в США; признан невменяемым и помещён в спец. психиатрич. больницу Св. Елизаветы (Вашингтон). В 1958 под давлением лит. общественности освобождён; вернулся в Италию.
Один из идеологов и гл. представителей имажизма и вортицизма. Дебютировал поэтич. сб. «Погасший свет» («A Lume spento», 1908). В поэзии П. интерес к ср.-век. европ. (прежде всего итал. и провансальской) и вост. (кит. и япон.) поэзии, унаследованный от прерафаэлитов, сочетается с новаторской образностью и смелым экспериментированием в области ритмики; яркая символика и изощрённая архаика словесного рисунка – с элементами разговорной речи: сб-ки «Восторги» («Exultations», 1909), «Маски» («Personae», 1909), «Прованс» («Provenca», 1910), «Ответные удары» («Ripostes», 1912), «Lustra» (1916) и др. В 1914 издал антологию поэзии и теории имажизма «Имажисты» («Des imagistes»). Резкое неприятие П. бездуховности и пошлости буржуазного мира отразилось в сатирич. поэме «Хью Селвин Моберли: жизнь и знакомства» («Hugh Selwyn Mauberly: life and contacts», 1920, рус. пер. 1982). Вершина поэтич. творчества П. – незавершённая лиро-эпич. поэма «Сantos» (1915–60, опубл. полностью в 1970, рус. пер. отд. песен 2003), написанная в подражание «Божественной комедии» Данте и насыщенная сатирич. образностью, филос. отступлениями и историч. зарисовками. Среди др. сочинений: лит.-критич. и культурологич. очерки (в т. ч. ст. «Символ веры», 1912); переводы др.-вост. лит-ры, в т. ч. Конфуция; муз. сочинения, в т. ч. 2 оперы – «Завещание Франсуа Вийона» («The Testament of François Villon», 1923) и «Кавальканти» («Cavalcanti», 1932); сочинения по политич. экономии.