Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУГА́М

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Агаева

МУГА́М, главный вид (жанр) азербайджанской профессиональной му­зы­ки уст­ной тра­ди­ции. Часть об­ще­вос­точ­ной куль­ту­ры ма­ка­ма­та (см. в статье Ма­кам). По­этическая ос­но­ва М. – письменные образцы классической и современной восточной поэзии, написанные в системе аруза (или аруда), главным образом га­зе­ли. Мо­но­дий­ное му­гам­ное искусство раз­ви­ва­лось на про­тя­же­нии многих ве­ков, пе­ре­да­ва­ясь из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. Ме­тод обу­че­ния ос­но­ван на слу­хо­вом вос­при­ятии, за­по­ми­на­нии и творческом ос­мыс­ле­нии му­гам­ной ин­фор­ма­ции, пе­ре­да­вае­мой от мас­те­ра (ус­тад) к уче­ни­ку (ша­гирд). При этом на протяжении веков разрабатывались и использовались на практике разные способы нотации М. (буквенные, табулатурные и др.). Цик­лические му­гам­ные ком­по­зи­ции во­пло­ща­ют­ся в ма­лых и круп­ных ин­ст­ру­мен­таль­ных (соль­ных) и во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ных (ан­самб­ле­вых) фор­мах. В ос­но­ве му­гам­ной ком­по­зи­ции лежат ла­ды-М. (мо­ду­сы), ка­ж­дый из ко­то­рых име­ет ха­рак­тер­ную за­клю­чительную ме­ло­дическую фор­му­лу (аяг). Ком­по­зи­ции, ос­но­ван­ные на род­ст­вен­ных ла­дах, мо­гут объ­е­ди­нять­ся в круп­ные мно­го­ча­ст­ные цик­лы – да­ст­гя­хи. Важ­ная осо­бен­ность азербайджанского М. – им­про­ви­за­ция мет­ри­че­ски сво­бод­ной ор­на­мен­таль­ной ме­ло­дии в рам­ках оп­ре­де­лён­но­го ка­но­на. Ис­пол­ни­те­ли име­ют так­же не­ко­то­рую сво­бо­ду при со­став­ле­нии му­гам­ной ком­по­зи­ции (вы­бор час­тей, их по­сле­до­ва­тель­ность и ко­ли­че­ст­во). В за­ви­си­мо­сти от ло­каль­ных осо­бен­но­стей, вре­ме­ни (се­зон, вре­мя су­ток) ис­пол­не­ния, та­лан­та ис­пол­ни­те­ля од­но­имённые му­га­мы мо­гут иметь раз­ные ва­ри­ан­ты. Со­хра­ня­ют­ся шко­лы М.: ба­кин­ская, ка­ра­бах­ская, шир­ван­ская и др.

Кор­ни М. – в ри­ту­аль­ных пес­но­пе­ни­ях «му­ган» (воз­мож­ный про­то­тип сло­ва «му­гам»), гим­нах-га­тах зо­роа­ст­рий­ских жре­цов-му­гов, рас­про­стра­нён­ных до 1-го тыс. до н. э. на тер­ри­то­рии Азер­бай­джа­на и Ира­на. Тек­сты их за­фик­си­ро­ва­ны в Аве­сте, му­зы­ка со­хра­ня­лась до сред­них ве­ков (стро­ки, удо­сто­ве­ряю­щие на­ли­чие в ре­пер­туа­ре при­двор­ных му­зы­кан­тов зо­роа­ст­рий­ских ме­ло­дий, – в по­эме «Иг­бал­на­ме» Ни­за­ми Гянд­же­ви). Имею­щие­ся в современных М.-да­ст­гя­хах час­ти под на­зва­ния­ми Геб­ри (букв. – зо­роа­ст­рий­ский), Нов­руз (Но­вый день/год), Ма­ни (название древнетюркского музыкально-по­этического жан­ра; имя ре­лигиозного про­по­вед­ни­ка 3 в., ос­но­ва­те­ля ма­ни­хей­ст­ва) свя­за­ны с тра­ди­ция­ми до­ис­лам­ско­го пе­рио­да. Пред­по­ло­жи­тель­но пер­вые цик­лические фор­мы – пред­ки современных М. («Хос­ро­ва­ний­ят») соз­да­ны Бар­ба­дом (Бор­ба­дом), при­двор­ным му­зы­кан­том иранского ша­ха Хос­ро­ва II Пар­ви­за (кон. 6 – 1-я треть 7 вв.). К 11 в. основная кон­цеп­ция му­гам­но­го жан­ра бы­ла раз­ра­бо­та­на в ис­пол­ни­тель­ской прак­ти­ке. В 12 в. бы­ли из­вест­ны 13 названий М.: Раст, Ирак, Уш­шаг, Зи­раф­кянд, Бу­са­лик, Си­па­хан (Ис­фа­хан), На­ва, Бес­те, Ба­де, Сальмак, Нов­руз, Ра­хо­ви, Хе­сар. Ста­нов­ле­ние му­гам­но­го искусства име­ло влия­ние и на др. музыкальные жан­ры, в ча­ст­но­сти ре­ли­ги­оз­ные. Музыкальная нау­ка, ос­но­вы­ва­ясь на зву­ча­щем ма­те­риа­ле тюрк­ских, пер­сид­ских и араб­ских на­ро­дов, спо­соб­ст­во­ва­ла соз­да­нию об­ще­восточ­ной сис­те­мы ма­ка­ма­та, но при этом име­ла раз­ные на­прав­ле­ния. В сред­ние ве­ка вы­де­ли­лись 2 основных на­прав­ле­ния: «кос­мо­ло­ги­че­ское», осо­бен­но раз­вив­шее­ся в по­сле­клас­сический пе­ри­од (с 15 в.), и «ма­те­ма­ти­че­ское» (клас­си­че­ское). К 1-му при­над­ле­жа­ли по­сле­до­ва­те­ли ан­тич­но­го уче­ния гар­мо­нии сфер: Кин­ди, «Бра­тья чис­то­ты», ас-Са­фе­ди (14 в.), Юсиф Кыр­шех­ри (15 в.), Мир­за-бей (17 в.), авторы трак­та­тов «Бех­чат ар-Рух», «Рух­пер­вер» (оба 17 в.); ко 2-му, свя­зан­но­му с уче­ни­ем Ари­сто­те­ля, – Фа­ра­би и его по­сле­до­ва­те­ли Ибн Си­на, Са­фи ад-Дин, Абд аль-Ка­дир (Аб­дул­га­дир Ма­ра­ги). Са­фи ад-Дин (13 в.) соз­дал сис­те­му, со­стоя­щую из 12 основных му­га­мов-ла­дов (доур – цикл, даи­ра – круг) и 6 про­из­вод­ных (ава­зе), ос­но­ван­ную на 17-сту­пен­ном зву­ко­ря­де в пре­де­лах ок­та­вы. Абд аль-Ка­дир (2-я пол. 14 – 1-я треть 15 вв.) про­дол­жил эту сис­те­му, дав де­таль­ную раз­ра­бот­ку 2-й груп­пы про­из­вод­ных М. – 24 шо­бе.

Тер­мин «му­гам/ма­кам» (ва­ри­ан­ты про­из­но­ше­ния при оди­на­ко­вых зна­че­ни­ях – «ме­сто, сто­ян­ка») в музыкальной нау­ке рас­про­стра­нил­ся в 14 в. До это­го для обо­зна­че­ния ла­да ис­поль­зо­ва­лись иранские и арабские тер­ми­ны: «рах» (букв. – путь, спо­соб), «пар­дэ» (ла­док, пе­ре­мыч­ка), «даи­ра» (пе­ри­од, круг), «шадд» (нить жем­чу­га), «джам» (со­во­куп­ность [зву­ков]). Раз­ра­бот­ка тер­ми­на «М.» да­на в тру­дах Абд аль-Ка­ди­ра. В сред­ние ве­ка на­зва­ния форм и жан­ров не сов­па­да­ли с на­зва­ния­ми ла­дов, ле­жа­щих в их ос­но­ве; та­кое сов­па­де­ние про­изош­ло позд­нее и со­хра­ни­лось по­ны­не.

К 14 в. в профессиональной му­зы­ке Азер­бай­джа­на сфор­ми­ро­ва­лась раз­ветв­лён­ная ла­до­вая сис­те­ма, од­на­ко, не­смот­ря на на­ли­чие боль­шо­го раз­но­об­ра­зия зву­ко­ря­дов (Са­фи ад-Дин на­зы­ва­ет 84, Абд аль-Ка­дир – 91, внук по­след­не­го Махмуд – 100), ко­ли­че­ст­во основных ла­дов не пре­вы­ша­ло 12. Главным кри­те­ри­ем от­бо­ра яви­лось их бла­го­зву­чие и ши­ро­кие воз­мож­но­сти для ла­до­во­го «раз­ветв­ле­ния», об­ра­зо­ва­ния про­из­вод­ных ла­дов-шо­бе. Ве­ро­ят­но, схо­жи­ми кри­те­рия­ми ру­ко­во­дство­вал­ся в 1-й пол. 20 в. У. Гад­жи­бе­ков, соз­да­вая свою ла­до­вую тео­рию. Опи­ра­ясь на тео­рии ве­ли­ких пред­ше­ст­вен­ни­ков (в их чис­ле – Мир Мох­сун Нав­ваб) и бо­га­тый слу­хо­вой опыт, он ос­та­но­вил­ся на 7 ос­нов­ных (Раст, Шур, Се­гях, Шуш­тер, Чар­гях, Бая­ты-Ши­раз, Ху­ма­юн) и 3 по­боч­ных (Чар­гях 2-го ви­да, Шах­наз, Са­рендж) М., а так­же се­ти про­из­вод­ных от них ла­дов-шо­бе и гюше. В 1970-е гг. азербайджанский му­зы­ко­вед М. Ис­май­лов для обо­зна­че­ния ла­да ввёл в на­учный оби­ход тер­мин «ма­гам», а тер­мин «му­гам» стал оз­на­чать жанр, ком­по­зи­цию (та­кая тер­ми­но­ло­гия ис­поль­зу­ет­ся в тео­ре­тических тру­дах на азербайджанском языке).

Клас­сический вид ан­самб­ля, ис­пол­няю­ще­го М., – т. н. му­гам­ное трио, со­стоя­щее из пев­ца-ха­нен­де (ча­ще это муж­чи­на), ак­ком­па­ни­рую­ще­го се­бе на га­ва­ле (боль­шо­й круг­лый бубе­н) либо (редко) на дафе (небольшой бубен), и двух ин­ст­ру­мен­та­ли­стов (са­зен­де), иг­раю­щих на та­ре и ке­ман­че. Боль­шую роль в раз­ви­тии му­гам­но­го искусства сыг­ра­ли дей­ст­во­вав­шие в го­ро­дах Азер­бай­джа­на с 1820-х гг. до нач. 20 в. музыкально-литературные об­ще­ст­ва и со­б­ра­ния – медж­ли­сы. Тра­ди­ция та­ких медж­ли­сов, со­би­рав­ших це­ни­те­лей клас­сической по­эзии и му­зы­ки, вос­хо­дит к да­лё­ко­му про­шло­му, в т. ч. к при­двор­ной куль­ту­ре. Сре­ди круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей му­гам­но­го искусства 2-й пол. 19 – 1-й пол. 20 вв.: пев­цы-ха­нен­де – Гад­жи Гу­си, Сат­тар, Джаб­бар Ка­ря­гды, Ше­ки­ли Але­скер, Се­ид Шу­шин­ский, Зуль­фи Ади­гё­за­лов, Хан Шу­шин­ский; та­ри­сты – Са­дыхд­жан, Ши­рин Ахун­дов, Ме­ша­ди Ами­ров, Мир­за Фа­радж, Кур­бан При­мов, Ман­сур Ман­су­ров, Бах­рам Ман­су­ров, Ах­мед Ба­ки­ха­нов; ке­ман­чи­сты – Али А­скер Ка­ра­ба­ги, Са­ша Ога­не­за­шви­ли, Гыл­ман Са­ла­хов.

В ре­зуль­та­те сме­ше­ния тра­ди­ций М. и ев­ропейской му­зы­ки в 20 в. поя­ви­лись но­вые жан­ро­вые раз­но­вид­но­сти: му­гам­ная опе­ра (1-й об­ра­зец – «Лей­ли и Медж­нун» У. Гад­жи­бе­ко­ва, 1908), симфонический мугам (со­чи­не­ния Ф. Ами­ро­ва, Ния­зи).

Тра­ди­ции му­гам­но­го искусства раз­ви­ва­ют­ся и под­дер­жи­ва­ют­ся различными фес­ти­ва­ля­ми (крупнейший из них  международный фестиваль «Мир мугама», проводится в Баку с 2009) и кон­кур­са­ми (включая Телевизионный конкурс молодых исполнителей мугама, с 2005), соз­да­ни­ем в Ба­ку Ме­ж­ду­народного цен­тра мугама (основан в 2008 как Центр мугама; современное название с 2009). М. включён в Список шедевров устного и нематериального наследия человечества (2003, 2008).

Лит.: Агае­ва С. Аб­дул­га­дир Ма­ра­ги. Ба­ку, 1983; Гад­жи­бе­ков У. Ос­но­вы азер­бай­джан­ской му­зы­ки. 3-е изд. Ба­ку, 1985; Зох­ра­бов Р. Ф. Му­гам. Ба­ку, 1991 (на азерб. яз.); Ис­май­лов М. На­уч­но-ме­то­ди­че­ские очер­ки о ла­дах/ма­га­мах и му­га­мах в азер­бай­джан­ской на­род­ной му­зы­ке. Ба­ку, 1991 (на азерб. яз.); Им­ра­ни Р. Ис­то­рия му­га­ма. Ба­ку, 1998 (на азерб. яз.); Ма­ме­до­ва Р. Азер­бай­джан­ский му­гам. Ба­ку, 2002; Ба­ги­ро­ва С. Азер­бай­джан­ский му­гам. Ста­тьи, ис­сле­до­ва­ния, док­ла­ды. Ба­ку, 2007; Agayeva S., Uslu R. Ruhperver: a book on Turkish music theory of XVIIth cen­tury. Ankara, 2008 (на тур. и англ. яз.); Агаева С. Энциклопедия азербайджанского мугама. Баку, 2012; она же. Азербайджанский мугам // История музыки Азербайджана. Баку, 2014.

  • МУГА́М гл. вид азерб. проф. музыки устной традиции (2012)
Вернуться к началу