МАКА́М
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАКА́М (араб.; букв. – положение, место, остановка, стоянка), осн. понятие в проф. музыке устной традиции Ближнего и Ср. Востока. Объединяет комплекс значений: М. – это общий принцип музицирования, основанный на сочетании строго канонизированных мелодич. и метроритмич. клише и импровизационного развёртывания; крупная циклич. вокально-инструментальная композиция, а также отдельные её части (как вокальные, так и инструментальные); система ладов; отдельный лад, ладомелодическое клише, тетрахорд; осн. тон лада, устои лада; положение пальца на грифе струнного инструмента. М. – один из гл. видов (жанров) суфийской музыки; встречается в арабо-иран., ирак., турецкой, сир., егип., йеменской и др. традициях. Ему родственны узб.-тадж. маком, азерб. мугам, уйгурский мукам и др.; все эти виды образуют общую систему проф. музыки устной традиции, называемую «макамат» (мн. ч. от «макам»). Традиция М. сохраняется и развивается поныне.
Как крупная циклич. композиция М. сформировался в эпоху Арабского халифата в гор. дворцовой культуре; это иск-во для избранных, посвящённых. М. бытует и передаётся от учителя к ученику исключительно устно. Импровизационность, рафинированность муз. ткани, богатство орнаментики определяют сложность освоения этого иск-ва; процесс исполнения М. одновременно является процессом творчества. Для композиции М. характерно чередование вокально-инструментальных частей (на стихи классич. вост. поэтов) с инструментальными эпизодами.
Каждый М. носит название лада, в котором звучит. В классич. систему макамата входят 12 М.-ладов, названия которых отражают их муз. особенности (напр., нава – «мелодичный», бузург – «великий»), место происхождения (ирах, хиджас, исфахан) и др. Ладоинтонационная сфера связана с характером лада (любовные, филос. и др. М.-лады), определяет образно-эмоциональное наполнение макамной композиции, её психологич. и терапевтич. воздействие на слушателя. М. передают полную гамму человеческих чувств от буйной радости до мрачного разочарования. Каждому из М.-ладов приписываются целительные свойства (важным в этом плане считается и время исполнения).
Метроритмич. организация М. опирается на канонизированные ритмич. формулы. Существуют осн. ритмы (хазадж, рамаль, сакиль, ауваль и др.) и большое количество производных от них. Заданные ритмоформулы вплетаются в ладомелодич. развёртывание композиции в разных сочетаниях, трансформируясь и дробясь, и образуют сложный рисунок.
Основа формообразования – последовательное восхождение к кульминации (достигается ладоинтонационной разработкой на разных регистровых и динамич. уровнях, ритмич. нагнетанием) с возвратом в конце композиции к основному тону М.-лада.
М. исполняется сольно вокалистом, аккомпанирующим себе на струнном инструменте, или в сопровождении ансамбля инструменталистов. Широко распространено отдельное исполнение инструментальных частей М. как сольно, так и ансамблем. Осн. инструменты ансамбля: лютня уд, струнный смычковый ребаб (в совр. макамных ансамблях часто заменяется европ. скрипкой), струнный щипковый канун, флейта най, бубен дафф, барабан в форме кубка дарбука.