Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАКА́М

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 496

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Якубходжаева

МАКА́М (араб.; букв. – по­ло­же­ние, ме­сто, ос­та­нов­ка, сто­ян­ка), осн. по­ня­тие в проф. му­зы­ке уст­ной тра­ди­ции Ближ­не­го и Ср. Вос­то­ка. Объ­е­ди­ня­ет ком­плекс зна­че­ний: М. – это об­щий прин­цип му­зи­ци­ро­ва­ния, ос­но­ван­ный на со­че­та­нии стро­го ка­но­ни­зи­ро­ван­ных ме­ло­дич. и мет­ро­рит­мич. кли­ше и им­про­ви­за­ци­он­но­го раз­вёр­ты­ва­ния; круп­ная цик­лич. во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ная ком­по­зи­ция, а так­же от­дель­ные её час­ти (как во­каль­ные, так и ин­ст­ру­мен­таль­ные); сис­те­ма ла­дов; от­дель­ный лад, ла­до­ме­ло­ди­че­ское кли­ше, тет­ра­хорд; осн. тон ла­да, ус­тои ла­да; по­ло­же­ние паль­ца на гри­фе струн­но­го ин­ст­ру­мен­та. М. – один из гл. ви­дов (жан­ров) су­фий­ской му­зы­ки; встре­ча­ет­ся в ара­бо-иран., ирак., ту­рец­кой, сир., егип., йе­мен­ской и др. тра­ди­ци­ях. Ему род­ст­вен­ны узб.-тадж. ма­ком, азерб. му­гам, уй­гур­ский му­кам и др.; все эти ви­ды об­ра­зу­ют об­щую сис­те­му проф. му­зы­ки уст­ной тра­ди­ции, на­зы­вае­мую «ма­ка­мат» (мн. ч. от «ма­кам»). Тра­ди­ция М. со­хра­ня­ет­ся и раз­ви­ва­ет­ся по­ны­не.

Как круп­ная цик­лич. ком­по­зи­ция М. сфор­ми­ро­вал­ся в эпо­ху Араб­ско­го ха­ли­фа­та в гор. двор­цо­вой куль­ту­ре; это иск-во для из­бран­ных, по­свя­щён­ных. М. бы­ту­ет и пе­ре­да­ёт­ся от учи­те­ля к уче­нику ис­клю­чи­тель­но уст­но. Им­про­ви­за­ци­он­ность, ра­фи­ни­ро­ван­ность муз. тка­ни, бо­гат­ст­во ор­на­мен­ти­ки оп­ре­де­ля­ют слож­ность ос­вое­ния это­го иск-ва; про­цесс ис­пол­не­ния М. од­но­вре­мен­но яв­ля­ет­ся про­цес­сом твор­че­ст­ва. Для ком­по­зи­ции М. ха­рак­тер­но че­ре­до­ва­ние во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ных час­тей (на сти­хи клас­сич. вост. по­этов) с ин­ст­ру­мен­таль­ны­ми эпи­зо­да­ми.

Ка­ж­дый М. но­сит на­зва­ние ла­да, в ко­то­ром зву­чит. В клас­сич. сис­те­му ма­ка­ма­та вхо­дят 12 М.-ла­дов, на­зва­ния ко­то­рых от­ра­жа­ют их муз. осо­бен­но­сти (напр., на­ва – «ме­ло­дич­ный», бу­зург – «ве­ли­кий»), ме­сто про­ис­хо­ж­де­ния (ирах, хид­жас, ис­фа­хан) и др. Ла­до­ин­то­на­ци­он­ная сфе­ра свя­за­на с ха­рак­те­ром ла­да (лю­бов­ные, фи­лос. и др. М.-ла­ды), оп­ре­де­ля­ет об­раз­но-эмо­цио­наль­ное на­пол­не­ние ма­кам­ной ком­по­зи­ции, её пси­холо­гич. и те­ра­пев­тич. воз­дей­ст­вие на слу­ша­те­ля. М. пе­ре­да­ют пол­ную гам­му че­ло­ве­че­ских чувств от буй­ной ра­до­сти до мрач­но­го раз­оча­ро­ва­ния. Ка­ж­до­му из М.-ла­дов при­пи­сы­ва­ют­ся це­ли­тель­ные свой­ст­ва (важ­ным в этом пла­не счи­та­ет­ся и вре­мя ис­пол­не­ния).

Мет­ро­рит­мич. ор­га­ни­за­ция М. опи­ра­ет­ся на ка­но­ни­зи­ро­ван­ные рит­мич. фор­му­лы. Су­ще­ст­ву­ют осн. рит­мы (ха­задж, ра­маль, са­киль, ау­валь и др.) и боль­шое ко­ли­че­ст­во про­из­вод­ных от них. За­дан­ные рит­мо­фор­му­лы впле­та­ют­ся в ла­до­ме­ло­дич. раз­вёр­ты­ва­ние ком­по­зи­ции в раз­ных со­че­та­ни­ях, транс­фор­ми­ру­ясь и дро­бясь, и об­ра­зу­ют слож­ный ри­су­нок.

Ос­но­ва фор­мо­об­ра­зо­ва­ния – по­сле­до­ва­тель­ное вос­хо­ж­де­ние к куль­ми­на­ции (дос­ти­га­ет­ся ла­до­ин­то­на­ци­он­ной раз­ра­бот­кой на раз­ных ре­ги­ст­ро­вых и ди­на­мич. уров­нях, рит­мич. на­гне­та­ни­ем) с воз­вра­том в кон­це ком­по­зи­ции к ос­нов­но­му то­ну М.-ла­да.

М. ис­пол­ня­ет­ся соль­но во­ка­ли­стом, ак­ком­па­ни­рую­щим се­бе на струн­ном ин­ст­ру­мен­те, или в со­про­во­ж­де­нии ан­самб­ля ин­ст­ру­мен­та­ли­стов. Ши­ро­ко рас­про­стра­не­но от­дель­ное ис­пол­не­ние ин­ст­ру­мен­таль­ных час­тей М. как соль­но, так и ан­самб­лем. Осн. ин­ст­ру­мен­ты ан­самб­ля: лют­ня уд, струн­ный смыч­ко­вый ре­баб (в совр. ма­кам­ных ан­самб­лях час­то за­ме­ня­ет­ся ев­роп. скрип­кой), струн­ный щип­ко­вый ка­нун, флей­та най, бу­бен дафф, ба­ра­бан в фор­ме куб­ка дар­бу­ка.

Лит.: Farmer H. A history of arabian music to the 13-th century. L., 1929; D’Erlanger R. La musique arabe. P., 1930–1959. Vol. 1–6; Tou­ma H. La musique arabe. P., 1977.

Вернуться к началу