Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАКО́М

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 560

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Якубходжаева

МАКО́М (от араб. ма­кам), гл. вид (жанр) узб.-тадж. проф. му­зы­ки уст­ной тра­ди­ции. Всё ис­то­ри­че­ски сло­жив­шее­ся мно­го­об­ра­зие форм и сти­лей ср.-ази­ат. М. объ­е­ди­ня­ет­ся тер­ми­ном «ма­ко­мат» (мн. ч. от «ма­ком»). М. как уни­вер­саль­ный мно­го­уров­не­вый муз. тер­мин ана­ло­ги­чен ма­ка­му.

М. – вер­ши­на ср.-ази­ат. клас­сич. су­фий­ской му­зы­ки, на­сле­дие вы­со­ких тра­ди­ций двор­цо­во­го иск-ва ср.-век. Вос­то­ка. Как круп­ная цик­лич. фор­ма от­кри­стал­ли­зо­вал­ся к 18 в. В 19–20 вв. дос­тиг рас­цве­та в ви­де трёх сти­ле­вых тра­ди­ций: бу­хар­ский шаш­ма­ком (цикл из 6 ма­ко­мов; от тадж. шаш – «шесть»), хо­резм­ский М., фер­га­но-таш­кент­ский М. В 20 в. в рам­ках ка­ж­до­го сти­ле­во­го на­прав­ле­ния воз­ник­ли но­вые фор­мы М.

Ка­ж­дый М. но­сит на­зва­ние ла­да, в ко­то­ром зву­чит; ка­ж­дый лад-М. от­ра­жа­ет свой ряд ню­ан­сов эмо­цио­наль­ных пе­ре­жи­ва­ний. В бу­хар­ский шаш­ма­ком вхо­дят 6 М.: буз­рук, рост, на­во, ду­гох, се­гох, ирок; в хо­резм­ский цикл – те же М., но нес­коль­ко в др. по­ряд­ке (рост, буз­рук, да­лее так же) и, кро­ме то­го, до­пол­ни­тель­ный – пан­дж­гох; в фер­га­но-таш­кент­ский цикл – ба­ёт, ду­гох-ху­сай­ни, чор­гох, шах­но­зи-гуль­ёр, а так­же на­срул­лои, мис­кин, ажам и др. Тра­ди­ци­ей оп­ре­де­лён ха­рак­тер ка­ж­до­го М. (напр., лю­бов­ный, фи­ло­соф­ский) и пред­пи­са­но ис­пол­не­ние ка­ж­до­го М. в стро­го оп­ре­де­лён­ное вре­мя су­ток: так, рост дол­жен зву­чать по­сле по­лу­но­чи и до рас­све­та, ирок – с вос­хо­дом солн­ца, на­во – на за­ка­те дня. Один М. мо­жет зву­чать 2–3 ча­са и бо­лее. Им­про­ви­за­ци­он­ное раз­вёр­ты­ва­ние ком­по­зи­ции осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на стро­го ка­но­нич. ла­до­вой и рит­мич. ос­но­ве. Бо­гат­ст­во приё­мов ме­ло­ди­ко-ин­то­нац. раз­ви­тия, рит­мич. ор­га­ни­за­ции фор­мы по­зво­ля­ют му­зы­кан­там соз­да­вать вся­кий раз не­по­вто­ри­мую ком­по­зи­цию. Тра­ди­ция М. пе­ре­да­ёт­ся уст­но от учи­те­ля к уче­ни­ку.

Ка­ж­дый М. со­сто­ит из раз­де­лов – ин­ст­ру­мен­таль­ных (муш­ки­лот, чер­тим йули) и во­каль­ных (наср, ай­тим йу­ли). Ин­ст­ру­мен­таль­ные раз­де­лы ис­пол­ня­ют­ся со­лис­том или ан­самб­лем, во­каль­ные – со­лис­том в со­про­во­ж­де­нии од­но­го или не­сколь­ких ин­ст­ру­мен­тов. Об­щее ко­ли­че­ст­во раз­де­лов в отд. М. – от 15–20 до 50. В бу­хар­ском шаш­ма­ко­ме встре­ча­ют­ся М., где толь­ко во­каль­ных раз­де­лов на­счи­ты­ва­ет­ся ок. 40. Внут­ри ка­ж­до­го раз­де­ла сме­няю­щие друг дру­га час­ти но­сят на­зва­ния рит­мич. фор­мул усу­ля: в раз­де­ле муш­ки­лот – тас­ниф, тард­жи, гар­дун, му­хам­мас, са­кил и др.; в раз­де­ле наср – са­рах­бор, тал­кин, наср, со­кий­но­ма, уфар и др. В про­шлом в ис­пол­не­ние М. вклю­ча­лись и за­клю­чит. тан­це­валь­ные раз­де­лы – уфар; ны­не эта тра­ди­ция со­блю­да­ет­ся не все­гда.

Осн. муз. ин­ст­ру­мен­ты М. – струн­ный щип­ко­вый тан­бур и бу­бен дой­ра, ко­то­рые ор­га­ни­зу­ют фор­му ком­по­зи­ции пу­тём слож­но­го пе­ре­пле­те­ния ме­ло­дич. и рит­мич. на­чал. Уст­рой­ст­во тан­бу­ра свя­за­но с ла­до­вой сис­те­мой ма­ко­ма­та; дой­ра за­да­ёт фор­му­лы усу­ля. При ис­пол­не­нии М. ис­поль­зу­ют­ся так­же: смыч­ко­вые – са­то, гид­жак; щип­ко­вые – ду­тар, каш­гар­ский ру­баб, тар, чанг; ду­хо­вые – най, ба­ла­ман и др. Мас­тер-ма­ко­мист ус­тоз (тра­диц. вы­со­кий ти­тул), как пра­ви­ло, со­че­та­ет пе­ние с вла­де­ни­ем не­сколь­ки­ми ин­ст­ру­мен­та­ми. В во­каль­ных раз­де­лах М. ис­поль­зу­ют­ся сти­хи клас­сич. вост. по­этов: Ха­фи­за, Ру­ми, Джа­ми, Саа­ди, Хи­ло­ли, На­вои, Маш­ра­ба, Фи­зу­ли, Му­ки­ми и др. Во всех трёх сти­ле­вых на­прав­ле­ни­ях ма­ко­ма­та при­ме­ня­ют­ся узб. и тадж. язы­ки.

Круп­ней­шие пред­ста­ви­те­ли иск-ва М.: Ота Джа­лол, Ле­ви Ба­ба­ха­нов, Дом­ла Ха­лим, Ота Ги­ёс, Ход­жа Аб­ду­ла­зиз, Со­дир­хон (19–20 вв.); М. Таш­пу­ла­тов, Б. Фай­зул­ла­ев, Ш. Со­хи­бов, Ф. Ша­хо­бов, Б. Зир­ки­ев, М. и А. Ба­ба­ха­но­вы, М. и И. Тол­ма­со­вы, Г. Мул­ла­кан­дов, Н. Ами­нов, С. Ами­нов, Б. Ис­ха­ко­ва, И. Мал­ла­ев, Х. и Н. Бол­тае­вы, Р. Джу­ма­ния­зов, А. Ха­са­нов, М. Т. Таш­му­ха­ме­дов, Ю. Рад­жа­би, Ф. Са­ды­ков, Т. Али­ма­тов, Д. Сул­то­нов, Р. Ма­ма­да­ли­ев, Ф. Ма­ма­да­ли­ев, Д. На­би­ев, Ш. Мир­за­ев, А. Ха­ми­дов, А. Ис­мои­лов, У. Ра­су­лов (20–21 вв.).

Лит.: Фит­рат А. Уз­бек клас­сик му­си­ка­си ва унинг та­ри­хи. Таш., 1927; Рад­жа­бов И. Ма­ком­лар ма­са­ла­си­га до­ир. Таш., 1963; Шаш­ма­ком: В 6 т. / За­пи­си Ю. Рад­жа­би. Таш., 1966–1975. Т. 1–6; Матъ­я­ку­бов О. Хо­резм­ские ма­ко­мы // Про­фес­сио­наль­ная му­зы­ка уст­ной тра­ди­ции на­ро­дов Ближ­не­го, Сред­не­го Вос­то­ка и со­вре­мен­ность. Таш., 1981; Хо­резм­ские ма­ко­мы / За­пи­сал М. Юсу­пов. Таш., 1981–1987. Т. 1–3.

Вернуться к началу