МАКО́М
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАКО́М (от араб. макам), гл. вид (жанр) узб.-тадж. проф. музыки устной традиции. Всё исторически сложившееся многообразие форм и стилей ср.-азиат. М. объединяется термином «макомат» (мн. ч. от «маком»). М. как универсальный многоуровневый муз. термин аналогичен макаму.
М. – вершина ср.-азиат. классич. суфийской музыки, наследие высоких традиций дворцового иск-ва ср.-век. Востока. Как крупная циклич. форма откристаллизовался к 18 в. В 19–20 вв. достиг расцвета в виде трёх стилевых традиций: бухарский шашмаком (цикл из 6 макомов; от тадж. шаш – «шесть»), хорезмский М., фергано-ташкентский М. В 20 в. в рамках каждого стилевого направления возникли новые формы М.
Каждый М. носит название лада, в котором звучит; каждый лад-М. отражает свой ряд нюансов эмоциональных переживаний. В бухарский шашмаком входят 6 М.: бузрук, рост, наво, дугох, сегох, ирок; в хорезмский цикл – те же М., но несколько в др. порядке (рост, бузрук, далее так же) и, кроме того, дополнительный – панджгох; в фергано-ташкентский цикл – баёт, дугох-хусайни, чоргох, шахнози-гульёр, а также насруллои, мискин, ажам и др. Традицией определён характер каждого М. (напр., любовный, философский) и предписано исполнение каждого М. в строго определённое время суток: так, рост должен звучать после полуночи и до рассвета, ирок – с восходом солнца, наво – на закате дня. Один М. может звучать 2–3 часа и более. Импровизационное развёртывание композиции осуществляется на строго канонич. ладовой и ритмич. основе. Богатство приёмов мелодико-интонац. развития, ритмич. организации формы позволяют музыкантам создавать всякий раз неповторимую композицию. Традиция М. передаётся устно от учителя к ученику.
Каждый М. состоит из разделов – инструментальных (мушкилот, чертим йули) и вокальных (наср, айтим йули). Инструментальные разделы исполняются солистом или ансамблем, вокальные – солистом в сопровождении одного или нескольких инструментов. Общее количество разделов в отд. М. – от 15–20 до 50. В бухарском шашмакоме встречаются М., где только вокальных разделов насчитывается ок. 40. Внутри каждого раздела сменяющие друг друга части носят названия ритмич. формул усуля: в разделе мушкилот – тасниф, тарджи, гардун, мухаммас, сакил и др.; в разделе наср – сарахбор, талкин, наср, сокийнома, уфар и др. В прошлом в исполнение М. включались и заключит. танцевальные разделы – уфар; ныне эта традиция соблюдается не всегда.
Осн. муз. инструменты М. – струнный щипковый танбур и бубен дойра, которые организуют форму композиции путём сложного переплетения мелодич. и ритмич. начал. Устройство танбура связано с ладовой системой макомата; дойра задаёт формулы усуля. При исполнении М. используются также: смычковые – сато, гиджак; щипковые – дутар, кашгарский рубаб, тар, чанг; духовые – най, баламан и др. Мастер-макомист устоз (традиц. высокий титул), как правило, сочетает пение с владением несколькими инструментами. В вокальных разделах М. используются стихи классич. вост. поэтов: Хафиза, Руми, Джами, Саади, Хилоли, Навои, Машраба, Физули, Мукими и др. Во всех трёх стилевых направлениях макомата применяются узб. и тадж. языки.
Крупнейшие представители иск-ва М.: Ота Джалол, Леви Бабаханов, Домла Халим, Ота Гиёс, Ходжа Абдулазиз, Содирхон (19–20 вв.); М. Ташпулатов, Б. Файзуллаев, Ш. Сохибов, Ф. Шахобов, Б. Зиркиев, М. и А. Бабахановы, М. и И. Толмасовы, Г. Муллакандов, Н. Аминов, С. Аминов, Б. Исхакова, И. Маллаев, Х. и Н. Болтаевы, Р. Джуманиязов, А. Хасанов, М. Т. Ташмухамедов, Ю. Раджаби, Ф. Садыков, Т. Алиматов, Д. Султонов, Р. Мамадалиев, Ф. Мамадалиев, Д. Набиев, Ш. Мирзаев, А. Хамидов, А. Исмоилов, У. Расулов (20–21 вв.).