УСУ́ЛЬ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УСУ́ЛЬ (араб., мн. ч. от асл – основа, основной, также способ, приём), в ряде стран Ближнего и Среднего Востока ритмическое сопровождение пения и танца, основанное на повторяющихся ритмоформулах. Каждая из многочисл. ритмоформул имеет своё назв. (напр., 5-дольный У., характерный для тур. музыки, называется «аксак», букв. – хромой). Ритмоформулы содержат от 2 до 50 и более «ударов» и объединяются в циклы – «круги» [араб. – довр (мн. ч. адвар), даире]. В муз. трактатах 10–18 вв. ритмич. циклы обозначаются словосочетаниями: «ика́-и усуль», «усуль аль-икаат» (основные ритмы; от «ика́» – ритм и «усуль» – основные), «бахр-и усуль» (основные размеры/метры), «зарб-и асл», «зуруб-и асл» [основной (основные) удар/ритм (удары/ритмы)]. С 16 в., наряду с вышеупомянутыми, встречается и сокращённое назв. «У.». Термин «У.» распространён поныне в узб., тадж., тур., уйгурской традициях; в иран., азерб. и некоторых др. традициях используется термин «зарб» (араб. – удар). С 13 в. периодичность ритмич. (и ладовых) структур во мн. трактатах схематически изображается в виде окружностей, где буквами, точками и др. знаками обозначены количество «ударов», ритмич. длительности и др., а также совпадение конца предыдущего и начала следующего периода. Иногда схемы дополнены сочетаниями мнемонич. слогов (тан, тана, танан, тананан; с 15 в. также дир, дар, дара и др.). Определение ритма как периодич. структуры содержится в трактатах Фараби («Большая книга о музыке», 1-я пол. 10 в.), Сафи ад-Дина Урмави [«Книга о циклах / кругах» («Китаб аль-адвар», 1235)], Абдулгадира Мараги (Абд аль-Кадир аль-Мараги). Старинная практика У. сохраняется у мн. арабских, иранских и тюркских народов; процесс запоминания ритмич. циклов в осн. происходит устно. У. исполняется на мембранофоне (даф, дайра и мн. др.), некоторые ритмоформулы отличаются исключит. сложностью и изощрённостью.