Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УСУ́ЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 132-133

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Агаева
Ритмические циклы. Страница трактата Абдулазиза Мараги «Нагават аль-адвар» («Чистота периодов/циклов»). 15 в. Рукопись. Библиотека музея «Нуруосмание» (Стамбул).

УСУ́ЛЬ (араб., мн. ч. от асл – ос­но­ва, ос­нов­ной, так­же спо­соб, при­ём), в ря­де стран Ближ­не­го и Сред­не­го Вос­то­ка рит­ми­че­ское со­про­во­ж­де­ние пе­ния и тан­ца, ос­но­ван­ное на по­вто­ряю­щих­ся рит­мо­фор­му­лах. Ка­ж­дая из мно­го­числ. рит­мо­фор­мул име­ет своё назв. (напр., 5-доль­ный У., ха­рак­тер­ный для тур. му­зы­ки, на­зы­ва­ет­ся «ак­сак», букв. – хро­мой). Рит­мо­фор­му­лы со­дер­жат от 2 до 50 и бо­лее «уда­ров» и объ­е­ди­ня­ют­ся в цик­лы – «кру­ги» [араб. – довр (мн. ч. ад­вар), даи­ре]. В муз. трак­та­тах 10–18 вв. рит­мич. цик­лы обо­зна­ча­ют­ся сло­во­со­че­та­ния­ми: «ика́-и усуль», «усуль аль-ика­ат» (ос­нов­ные рит­мы; от «ика́» – ритм и «усуль» – ос­нов­ные), «бахр-и усуль» (ос­нов­ные раз­ме­ры/мет­ры), «зарб-и асл», «зу­руб-и асл» [ос­нов­ной (ос­нов­ные) удар/ритм (уда­ры/рит­мы)]. С 16 в., на­ря­ду с вы­ше­упо­мя­ну­ты­ми, встре­ча­ет­ся и со­кра­щён­ное назв. «У.». Тер­мин «У.» рас­про­стра­нён по­ны­не в узб., тадж., тур., уй­гур­ской тра­ди­ци­ях; в иран., азерб. и не­ко­то­рых др. тра­ди­ци­ях ис­поль­зу­ет­ся тер­мин «зарб» (араб. – удар). С 13 в. пе­рио­дич­ность рит­мич. (и ла­до­вых) струк­тур во мн. трак­та­тах схе­ма­ти­че­ски изо­бра­жа­ет­ся в ви­де ок­руж­но­стей, где бу­к­ва­ми, точ­ка­ми и др. зна­ка­ми обо­зна­че­ны ко­ли­че­ст­во «уда­ров», рит­мич. дли­тель­но­сти и др., а так­же сов­па­де­ние кон­ца пре­ды­ду­ще­го и на­ча­ла сле­дую­ще­го пе­рио­да. Ино­гда схе­мы до­пол­не­ны со­че­та­ния­ми мне­мо­нич. сло­гов (тан, та­на, та­нан, та­на­нан; с 15 в. так­же дир, дар, да­ра и др.). Оп­ре­де­ле­ние рит­ма как пе­рио­дич. струк­ту­ры со­дер­жит­ся в трак­та­тах Фа­ра­би («Боль­шая кни­га о му­зы­ке», 1-я пол. 10 в.), Са­фи ад-Ди­на Ур­ма­ви [«Кни­га о цик­лах / кру­гах» («Ки­таб аль-ад­вар», 1235)], Аб­дул­га­ди­ра Ма­ра­ги (Абд аль-Ка­дир аль-Ма­ра­ги). Ста­рин­ная прак­ти­ка У. со­хра­ня­ет­ся у мн. араб­ских, иран­ских и тюрк­ских на­ро­дов; про­цесс за­по­ми­на­ния рит­мич. цик­лов в осн. про­ис­хо­дит уст­но. У. ис­пол­ня­ет­ся на мем­бра­но­фо­не (даф, дай­ра и мн. др.), не­ко­то­рые рит­мо­фор­му­лы от­ли­ча­ют­ся ис­клю­чит. слож­но­стью и изо­щрён­но­стью.

Лит.: Ак­ба­ров И. A. Рит­мы дой­ры. Сбор­ник за­пи­сей уз­бек­ских усу­лей. Таш., 1952; Агае­ва С. Про­бле­мы рит­ма в му­зы­каль­ной нау­ке Ближ­не­го и Сред­не­го Вос­то­ка // Ма­те­риа­лы Ме­ж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции «Ар­хи­тек­ту­ра и ис­кус­ст­во Ближ­не­го и Сред­не­го Вос­то­ка». Ба­ку, 1992.

Вернуться к началу