АРУ́Д
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АРУ́Д (аруз), система стихосложения классич. араб. поэзии. Распространился вместе с культурой ислама в ряде стран Ближнего и Среднего Востока. А. доминировал в араб., перс. и, отчасти, тюрк. поэзии вплоть до 20 в. Связан с особенностями просодии классич. араб. языка, для которого характерны отсутствие значимого ударения и оппозиция долгих и кратких гласных. Разновидность квантитативного стихосложения (см. Метрическое стихосложение), в отличие от других, акцентных, форм семитского стиха. Теория А. была разработана создателем араб. филологич. науки аль-Халилем ибн Ахмедом (8 в.) на основе анализа морфологич. и просодич. структуры араб. языка и выделения понятия харфа (единицы длительности, подобной море). Осн. ритмообразующим фактором является чередование двуххарфных и трёххарфных сегментов, функционально тождественных слогам и играющих роль, аналогичную слабым и сильным долям стопы. Встречаются также сегменты в 4 и 5 харфов. В А. насчитывается 8 исходных моделей стоп. Из комбинаций разл. стоп образуются 16 классич. размеров А., представляющих три осн. ритма: нисходящий, восходящий и восходяще-нисходящий. 7 размеров состоят из одинаковых стоп, 9 – из комбинаций различных стоп. Наиболее распространёнными были размеры тавил (около трети всей арабской поэзии), басит, вафир и камил. Перенесение метрики А. в поэзию на языках, в которых нет оппозиции долгих и кратких гласных, потребовало существенной перестройки системы.