Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАСТГЯ́Х

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Агаева

ДАСТГЯ́Х, дестгях (перс.; букв. — сооружение, роскошь, роскошное убранство), 1) вид иранской классической музыки; развёрнутая многочастная вокально-инструментальная композиция. Поэтический текст — стихи персидских поэтов-классиков. Композиция включает ряд разделов: пишдарамед (вступление перед Д.), дарамед (сольная начальная часть Д.; иногда в одном Д. бывает 2–3 дарамеда), ренг (танцевальная инструментальная пьеса), чахар-мизраб (виртуозный сольный вокальный или инструментальный эпизод), тесниф (сольный песенный эпизод). Количество, порядок, продолжительность частей могут меняться в зависимости от конкретного Д., от исполнительской школы, индивидуальности музыканта. Исполнительский состав: певец либо солист-инструменталист и сопровождающий инструментальный ансамбль (тар, сантур, най и др.). По мнению М. Маруфи (1889–1965), насчитывается 7 основных композиций иранского Д.: Шур, Сегях, Чахаргях, Махур, Хумаюн, Раст-Пянджгях, Нава. В иранской музыке Д. — также композиция малой формы (всего их пять); другие названия — «аваз», «нагме».

2) Также мугамный Д., или мугам-дастгях. В азербайджанской классической музыке развёрнутая многочастная вокально-инструментальная композиция, близкая иранской. Наиболее совершенная форма в искусстве мугамата. Получила распространение с середины 19 в. Включает все характерные для данного мугама разделы: шобе, гюше, авазы, теснифы, рянги, диринги́. Тексты — классические стихи, главным образом газели. Выбор стихов зависит в основном от эмоционального строя данного мугама (так, например, газели, исполняемые в светлом по характеру дастгяхе Раст, не используются в дастгяхе Хумаюн, музыка которого окрашена чувством печали). Мелодический материал основывается на нескольких родственных ладах, разворачивающихся последовательно и образующих определённую систему. Каркас всего цикла составляет шобе Майе — самый развёрнутый сольный импровизационный раздел, с которого начинается центральная часть Д. и материал которого возвращается в заключительном разделе. Импровизационные метрически свободные разделы — шобе — чередуются с мелодически и ритмически стабильными: песенными теснифами, танцевальными инструментальными рянгами и диринги, маршеобразными рянгами. В современной мугамной практике чаще всего используются 12 Д., основанных на семи ладах/модусах: Раст, Шур, Сегях, Чахаргях, Баяты-Шираз, Махур-Хинди, Орта махур, Мирза Гусейн Сегяхы, Забул-Сегях, Харидж Сегях, Шуштер, Хумаюн.

Протяжённость звучания Д. может варьировать от 10–15 минут до нескольких часов.

Лит.: Виноградов В. Классические традиции иранской музыки. М., 1982; Бабаев Э. Ритмика азербайджанского дастгяха. Баку, 1990; Гулиев А. Принципы контрастности в музыкальной драматургии азербайджанского мугама. Баку, 2009; Зохрабов Р. Азербайджанская профессиональная музыка устной традиции: мугамы-дастгях и зерби-мугамы. Баку, 2010.

Вернуться к началу