ОРНАМЕ́НТИКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРНАМЕ́НТИКА (от лат. ornamentum – украшение), мелодические обороты из звуков относительно мелкой длительности, применяемые для украшения мелодии, усиления её экспрессии, демонстрации виртуозных возможностей исполнителя. В своих истоках и эволюции О., как и примыкающая к ней диминуция (дробление относительно протяжённых нот мелодии с образованием фигур из нескольких нот меньшей длительности), связана с иск-вом импровизации. О. в высокой степени свойственна монодии (1); из ныне существующих проф. неевропейских муз. культур развитая О. представлена в инд. раге, араб. макаме, азерб. мугаме, ср.-азиат. макоме, в др. видах музыки высокой традиции. Здесь О. выступает как один из ладо- и формообразующих факторов музыки.
О. в разных формах и в разной степени проявляла себя на разл. этапах европ. истории музыки (от мелизматич. вставок в ср.-век. монодии до многочисл. украшений в инструментальной музыке барокко и виртуозной колоратуры в вокальных, преим. оперных, партиях 18–20 вв.). К О. относятся мелизмы, тираты, пассажи, колоратуры, а также некоторые виды фигурации аккордов (см. Арпеджио) и ритмич. изменения (в частности, регулярное неравенство в исполнении длительностей, равных в нотной записи). Различают О., не обозначенную в нотах и импровизировавшуюся исполнителем; О., обозначенную особыми знаками; О., полностью выписанную нотами. Значение этих видов менялось. В свободно импровизируемой О. постепенно сложились относительно устойчивые обороты, поддающиеся знаковому обозначению (мелизмы). Наивысшее развитие такая О. получила в музыке исп. виуэлистов, итал. и нем. органной музыке 17–18 вв., в иск-ве франц. лютнистов и клавесинистов, в клавирном творчестве И. С. Баха, К. Ф. Э. Баха. В это же время складывается классич. вариационная форма, в которой важная формообразующая роль принадлежит О., полностью выписанной нотами (в орнаментальных вариациях). Согласно распространённой точке зрения, путь историч. развития европ. музыки вёл к постепенному отказу от О., импровизируемой исполнителем (хотя ещё в 18 в. она широко применялась), к точному обозначению всех орнаментальных оборотов нотными знаками (сочинения Ф. Шопена и др. композиторов-романтиков); со времени К. В. Глюка сокращались масштабы применения и вокальной О.; в целом значение О. всё более падало вплоть до 2-й пол. 19 в. Академич. муз. практика (в т. ч. в связи с историч. изысканиями представителей аутентичного исполнительства) постепенно пересматривает роль О. в европ. старинной и классико-романтич. музыке и в большей мере допускает импровизационность. В 20 в. роль импровизируемой О. заметно возросла в связи с усилением импровизац. начала в некоторых областях муз. творчества, напр. в джазе.