Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАРИАЦИО́ННАЯ ФО́РМА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 603

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. С. Кюрегян

ВАРИАЦИО́ННАЯ ФО́РМА (ва­риа­ции, те­ма с ва­риа­ция­ми, ва­риа­ци­он­ный цикл), муз. фор­ма, ос­но­ван­ная на мно­го­крат­ном по­вто­ре­нии те­мы с разл. из­ме­не­ниями. Од­на из ста­рей­ших форм, отд. ви­ды ко­то­рой из­ве­ст­ны с 13 в. (см. Поли­фо­ни­чес­кие ва­риа­ции­). Фольк­лор­ный про­об­раз В. ф. – ин­стру­мен­таль­ные на­иг­ры­ши, где варь­и­ру­ют­ся крат­кие ме­ло­ди­ко-гар­мо­ни­чес­кие обо­ро­ты. Раз­ви­тие В. ф. свя­за­но с прог­рес­сом ин­стру­мен­та­лиз­ма: му­зы­ка мн. тан­цев эпо­хи Воз­рож­де­ния (пас­са­мец­цо, фо­лия, ро­ма­нес­ка, бер­га­мас­ка и др.) ба­зи­ро­ва­лась на ста­биль­ной гар­мо­нич. фор­му­ле и её фак­тур­ном варь­иро­ва­нии; с 16 в. рас­про­стра­ни­лись, осо­бен­но в Ис­па­нии, ва­риа­ции для лют­ни, ви­уэ­лы (ди­фе­рен­си­ас, гло­сы) на по­пу­ляр­ную пес­ню или та­нец; мно­же­ст­во ва­риа­ций на ду­хов­ные или свет­ские те­мы соз­да­ва­лось для ор­га­на. В эпо­ху ба­рок­ко пе­ре­жи­ва­ли рас­цвет ва­риа­ции на бас­со ос­ти­на­то, где те­ма, не­из­мен­но пов­то­ряе­мая в ба­су (см. Ос­ти­на­то), кос­вен­но варьи­ру­ет­ся по­сред­ст­вом об­нов­ле­ния сво­бод­ных го­ло­сов (напр., ор­ган­ная Пас­са­ка­лия И. С. Баха).

В 18 в. сло­жил­ся клас­сич. тип В. ф., вклю­чаю­щий из­ло­же­ние го­мо­фон­ной те­мы и не ме­нее двух её пов­то­ре­ний – ва­риа­ций. Те­ма ори­ги­наль­ная или за­им­ст­во­ван­ная (напр., 33 ва­риа­ции для фп. на те­му Диа­бел­ли ор. 120 Л. ван Бет­хове­на), для неё ти­пич­ны: пе­сен­но-тан­цеваль­ный ха­рак­тер; фор­ма пе­рио­да, боль­шо­го пред­ло­же­ния, про­стая двух- или трёх­ча­ст­ная; эко­ном­ность в гар­мо­нии и фак­ту­ре (ко­то­рые обо­га­ща­ют­ся по ме­ре варьи­ро­ва­ния). Ва­риа­ции де­лят­ся: по глу­би­не из­ме­не­ний – на стро­гие (со­хра­ня­ют­ся фор­ма, гар­мо­нич. план, то­наль­ность, при воз­мож­ной сме­не ла­до­во­го на­кло­не­ния) и сво­бод­ные (из­ме­не­ния не рег­ла­мен­ти­ро­ва­ны); по ме­то­дам варьи­ро­ва­ния – на ор­на­мен­таль­ные (фи­гу­ра­ци­он­ные), жан­ро­во-ха­рак­тер­ные и др. Для фи­гу­ра­ци­он­но­го варь­и­ро­ва­ния ти­пич­но един­ст­во ме­ло­ди­ко-фак­тур­но­го ри­сун­ка вну­три ва­риа­ции; сре­ди приёмов: ар­пед­жи­ро­ва­ние зву­ков ак­кор­да (см. Арпед­жио­), гам­мо­об­раз­ное дви­же­ние, сме­на ре­ги­ст­ров, ди­ми­ну­ция (дроб­ле­ние дол­гих то­нов те­мы фи­гу­ра­ция­ми из мел­ких дли­тель­но­стей), сме­ще­ние ме­ло­дич. опор на иные мет­рич. до­ли. Цель­ность клас­сич. В. ф. до­сти­га­ет­ся ин­то­на­ци­он­ным и то­наль­но-гар­мо­нич. един­ст­вом те­мы с ва­риа­ция­ми, еди­ной ли­ни­ей раз­ви­тия, груп­пи­ров­кой ва­риа­ций по сход­ст­ву (в 32 фп. ва­риа­ци­ях c-moll Бет­хо­ве­на вы­де­ля­ют­ся груп­пы: 1–3, 6–7, 10–11 и т. д.) или конт­ра­сту, бла­го­да­ря чему об­ра­зу­ет­ся «фор­ма вто­ро­го пла­на» (по В. В. Про­то­по­по­ву), напр., 3-ча­ст­ная (II часть фп. со­на­ты a-moll ор. 42 Ф. Шу­бер­та). Зак­лю­чит. ха­рак­тер по­след­ней ва­риа­ции до­сти­га­ет­ся разл. спо­со­ба­ми: воз­вра­ще­ни­ем к пер­во­нач. из­ло­же­нию (12 ва­риа­ций B-dur для фп. KV 500 В. А. Мо­цар­та) или, на­обо­рот, сме­ной мет­ра («Je suis Lindor» для фп. KV 354 Мо­цар­та), ус­ко­ре­ни­ем тем­па (IV часть 10-й со­на­ты G-dur для скрип­ки с фп. Бет­хо­ве­на), уве­ли­че­ни­ем мас­шта­ба и ра­ди­каль­ным из­ме­не­ни­ем фор­мы – вплоть до фуги­; воз­мож­на и соб­ст­вен­но кода­. По­ми­мо пре­об­ла­даю­щих од­но­тем­ных ва­риа­ции бы­ва­ют двух­тем­ные (двой­ные: II часть 103-й сим­фо­нии Es-dur Й. Гайдна) и, ред­ко, трёх­тем­ные (трой­ные: «Увер­тю­ра на рус­ские те­мы» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва).

У вен­ских клас­си­ков пре­об­ла­да­ют стро­гие фи­гу­ра­ци­он­ные ва­риа­ции (I часть 12-й со­на­ты As-dur Бет­хо­ве­на), у ро­ман­ти­ков – сво­бод­ные жан­ро­во-ха­рак­тер­ные (12 «сим­фо­ни­че­ских этю­дов» для фп. Р. Шу­ма­на); в рус. му­зы­ке рас­про­ст­ра­нён тип «глин­кин­ских» ва­риа­ций с удер­жан­ной ме­ло­ди­ей (т. н. со­пра­но ос­ти­на­то), как в «Пер­сид­ском хо­ре» из опе­ры М. И. Глин­ки «Рус­лан и Люд­ми­ла». В В. ф. пи­шут са­мо­сто­ят. про­из­ве­де­ния (Рап­со­дия на те­му Па­га­ни­ни С. В. Рах­ма­ни­но­ва), час­ти цик­лов (II часть 3-го кон­цер­та для фп. с ор­ке­ст­ром С. С. Про­кофь­е­ва), арии, хо­ры, пес­ни, а так­же раз­де­лы круп­ной фор­мы (напр., в I час­ти 7-й сим­фо­нии Д. Д. Шос­та­ко­вича).

В му­зы­ке 20–21 вв. В. ф. по­лу­ча­ет осо­бен­но ши­ро­кую трак­тов­ку, в т. ч. бла­го­да­ря не­тра­ди­ци­он­ным те­мам (от­дель­ные ак­корд, ин­тер­вал, звук) и но­вым тех­ни­кам ком­по­зи­ции (до­де­ка­фон­ные Ва­риа­ции для фп. ор. 27 А. Ве­бер­на).

Лит.: Müller-Blattau J. Gestaltung-Um­ges­tal­tung: Studien zur Geschichte der musika­li­schen Variation. Stuttg., 1950; Про­то­по­пов Вл. Ва­риа­ции в рус­ской клас­си­че­ской опе­ре. М., 1957; он же. Ва­риа­ци­он­ные про­цес­сы в му­зы­каль­ной фор­ме. М., 1967; он же. Очер­ки по ис­то­рии ин­ст­ру­мен­таль­ных форм XVI – на­ча­ла XIX вв. М., 1979; Nelson R. U. The technique of variation… from A. de Cabezón to M. Reger. 2nd ed. Berk.; Los Ang., 1962; Цук­кер­ман В. Ана­лиз му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний. Ва­риа­ци­он­ная фор­ма. 2-е изд. М., 1987. См. так­же лит. при ст. Му­зы­каль­ная фор­ма.

Вернуться к началу