ВАРИАЦИО́ННАЯ ФО́РМА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАРИАЦИО́ННАЯ ФО́РМА (вариации, тема с вариациями, вариационный цикл), муз. форма, основанная на многократном повторении темы с разл. изменениями. Одна из старейших форм, отд. виды которой известны с 13 в. (см. Полифонические вариации). Фольклорный прообраз В. ф. – инструментальные наигрыши, где варьируются краткие мелодико-гармонические обороты. Развитие В. ф. связано с прогрессом инструментализма: музыка мн. танцев эпохи Возрождения (пассамеццо, фолия, романеска, бергамаска и др.) базировалась на стабильной гармонич. формуле и её фактурном варьировании; с 16 в. распространились, особенно в Испании, вариации для лютни, виуэлы (диференсиас, глосы) на популярную песню или танец; множество вариаций на духовные или светские темы создавалось для органа. В эпоху барокко переживали расцвет вариации на бассо остинато, где тема, неизменно повторяемая в басу (см. Остинато), косвенно варьируется посредством обновления свободных голосов (напр., органная Пассакалия И. С. Баха).
В 18 в. сложился классич. тип В. ф., включающий изложение гомофонной темы и не менее двух её повторений – вариаций. Тема оригинальная или заимствованная (напр., 33 вариации для фп. на тему Диабелли ор. 120 Л. ван Бетховена), для неё типичны: песенно-танцевальный характер; форма периода, большого предложения, простая двух- или трёхчастная; экономность в гармонии и фактуре (которые обогащаются по мере варьирования). Вариации делятся: по глубине изменений – на строгие (сохраняются форма, гармонич. план, тональность, при возможной смене ладового наклонения) и свободные (изменения не регламентированы); по методам варьирования – на орнаментальные (фигурационные), жанрово-характерные и др. Для фигурационного варьирования типично единство мелодико-фактурного рисунка внутри вариации; среди приёмов: арпеджирование звуков аккорда (см. Арпеджио), гаммообразное движение, смена регистров, диминуция (дробление долгих тонов темы фигурациями из мелких длительностей), смещение мелодич. опор на иные метрич. доли. Цельность классич. В. ф. достигается интонационным и тонально-гармонич. единством темы с вариациями, единой линией развития, группировкой вариаций по сходству (в 32 фп. вариациях c-moll Бетховена выделяются группы: 1–3, 6–7, 10–11 и т. д.) или контрасту, благодаря чему образуется «форма второго плана» (по В. В. Протопопову), напр., 3-частная (II часть фп. сонаты a-moll ор. 42 Ф. Шуберта). Заключит. характер последней вариации достигается разл. способами: возвращением к первонач. изложению (12 вариаций B-dur для фп. KV 500 В. А. Моцарта) или, наоборот, сменой метра («Je suis Lindor» для фп. KV 354 Моцарта), ускорением темпа (IV часть 10-й сонаты G-dur для скрипки с фп. Бетховена), увеличением масштаба и радикальным изменением формы – вплоть до фуги; возможна и собственно кода. Помимо преобладающих однотемных вариации бывают двухтемные (двойные: II часть 103-й симфонии Es-dur Й. Гайдна) и, редко, трёхтемные (тройные: «Увертюра на русские темы» Н. А. Римского-Корсакова).
У венских классиков преобладают строгие фигурационные вариации (I часть 12-й сонаты As-dur Бетховена), у романтиков – свободные жанрово-характерные (12 «симфонических этюдов» для фп. Р. Шумана); в рус. музыке распространён тип «глинкинских» вариаций с удержанной мелодией (т. н. сопрано остинато), как в «Персидском хоре» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». В В. ф. пишут самостоят. произведения (Рапсодия на тему Паганини С. В. Рахманинова), части циклов (II часть 3-го концерта для фп. с оркестром С. С. Прокофьева), арии, хоры, песни, а также разделы крупной формы (напр., в I части 7-й симфонии Д. Д. Шостаковича).
В музыке 20–21 вв. В. ф. получает особенно широкую трактовку, в т. ч. благодаря нетрадиционным темам (отдельные аккорд, интервал, звук) и новым техникам композиции (додекафонные Вариации для фп. ор. 27 А. Веберна).