НАКЛОНЕ́НИЕ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАКЛОНЕ́НИЕ в музыке, качество мажорности или минорности, присущее ладам и аккордам (см. Лад, Мажор, Минор). В зависимости от величины терции на I ступени звукоряда («твёрдая» большая, «мягкая» малая терции) многочисл. октавные лады относят к противоположным Н. – мажорному (в случае большой терции) и минорному (в случае малой терции). В 17 в. понятия-термины «dur» (от лат. durus – твёрдый) и «moll» (от лат. mollis – мягкий) стали характеристиками Н. лада и консонирующего трезвучия, в кон. 17 в. вошло в обиход совр. обозначение ладотональности (C-dur – до-мажор, a-moll – ля-минор). Догадки о противоположном Н. (и соответствующем этосе) созвучий содержатся у Дж. Царлино (1558); осознанию двуладовости гармонич. тональности 17–19 вв. долгое время препятствовала модальная трактовка ладов (как звукорядов диатоники, см. Модальность). Диалектич. отношение мажора и минора раскрыл нем. теоретик М. Гауптман (1853). Ю. Н. Холопов в своём учении о гармонии пользовался термином «Н.» в расширит. смысле, привлекая в качестве исторически предшествующих Н. понятий также роды интервальных систем («твёрдый» диатон и «мягкая» хрома), виды секунд («твёрдый» целый тон и «мягкий» полутон), гексахордов.