ПОЛИФОНИ́ЧЕСКИЕ ВАРИА́ЦИИ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛИФОНИ́ЧЕСКИЕ ВАРИА́ЦИИ, разновидность вариационной формы, характеризующаяся применением полифонических средств (контрапункт, сложный контрапункт, имитация и имитационные формы, полифонизация аккордовой ткани и др.). Слитные остинатные П. в. основываются на одноголосной теме, непродолжительной и неизменной (иногда варьируемой в др. тональностях); варьируется гл. обр. не тема, а полифонич. оформление (тип т. н. косвенных вариаций), что оставляет впечатление её постоянного повторения. Слитность обеспечивается отсутствием подчёркнутых цезур, фактурной зависимостью вариаций, образующих группы. Различают вариации на бассо остинато (наиболее распространены) и на неизменную мелодию. Неостинатные неслитные П. в. – ряд воспрoизведений сравнительно развёрнутой одно- или многоголосной темы с изменениями самой темы и/или её полифонич. оформления. Те и другие нередко сближаются. П. в. на бассо остинато встречаются в мотетах 13 в. В формах на повторяющийся кантус фирмус разработана техника увеличения, уменьшения, обращения, ракохода. Образцы П. в. 17–20 вв. – многочисл. пассакалии и чаконы, вариационные циклы («Гольдберговские вариации» И. С. Баха BWV 988), отд. пьесы (№ 140 из «Микрокосмоса» Б. Бартока), части цикла (мн. сочинения П. Хиндемита), вокальные сочинения сольные (1-я песня Веденецкого гостя в опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова), ансамблевые (трио «Не томи, родимый» в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки), хоровые (обработки нар. песен).