ПАССАКА́ЛИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАССАКА́ЛИЯ, пассакалья (итал. passacaglia, от исп. pasacalle, от pasar – проходить и calle – улица), жанр инструментальной музыки и связанная с ним разновидность вариационной формы. С нач. 17 в. в Испании, затем также в Италии и Франции ритурнель, импровизируемый гитаристом между куплетами песни, сопровождающей разъезд гостей по окончании празднества. В дальнейшем определились характерные черты П.: торжественно-трагич. характер, медленный темп, 3-дольный метр, минорный лад, форма вариаций на бассо остинато с первоначальным изложением одноголосной темы в басу. Тема старинной П. может быть короткой (4 нисходящих звука в П. g-moll для скрипки соло, оканчивающей цикл «Розенкранц-сонат» Г. И. Ф. фон Бибера) либо развёрнутой, часто хроматизированной; в целом для темы типично начало с затакта и нисходящее движение от V ступени лада к I. В 17 – 1-й пол. 18 вв. композиторы создавали П. как самостоят. пьесы (П. для органа d-moll Д. Букстехуде), а также включали их в оперу («Коронация Поппеи» К. Монтеверди, «Ацис и Галатея» Ж. Б. Люлли), сюиту (Дж. Фрескобальди, Ф. Куперен). Редкий пример П. в 4-дольном метре – в клавирной сюите g-moll Г. Ф. Генделя. Вершина в развитии жанра – П. и фуга c-moll для органа BWV 582 И. С. Баха. Близкие жанры и формы – чакона, граунд.
В 20 в. в связи с возросшим интересом к полифоническим формам барокко П. использовали С. И. Танеев (Фп. квинтет g-moll), А. Шёнберг («Лунный Пьеро»), А. Берг (опера «Воццек»), А. Веберн (П. ор. 1 для оркестра), П. Хиндемит (симфония «Гармония мира», опера «Кардильяк»), М. Равель (Фп. трио a-moll), И. Ф. Стравинский (Септет) и др. композиторы. Особую роль П. как носитель трагедийного начала играет в творчестве Д. Д. Шостаковича (8-я симфония, Прелюдия gis-moll из «Прелюдий и фуг», опера «Катерина Измайлова», 1-й концерт для скрипки с оркестром и др.).