Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧАКО́НА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 396

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЧАКО́НА (исп. chacona, итал. ciaccona), жанр ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки и свя­зан­ная с ним раз­но­вид­ность ва­риа­ци­он­ной фор­мы на бассо остинато. Вос­хо­дит к исп. тан­цу-пес­не нар. про­ис­хо­ж­де­ния в 3-доль­ном мет­ре. В 17 в. Ч. по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние за пре­де­ла­ми Ис­па­нии – в Ита­лии, Фран­ции, Гер­ма­нии, наи­бо­лее ран­ние со­хра­нив­шие­ся об­раз­цы опуб­ли­ко­ва­ны в 17 в. в Ита­лии (пер­вые – в ви­де ги­тар­ной та­бу­ла­ту­ры). Фи­гу­ри­ро­ва­ла как са­мо­сто­ят. ин­ст­ру­мен­таль­ная пье­са, так­же вклю­ча­лась в сце­нич. жан­ры: из­вест­но о её ис­поль­зо­ва­нии в ко­ме­дии дель ар­те, франц. опе­рах («Ар­ми­да» Ж. Б. Люл­ли, 1686). Ч. 17–18 вв. близ­ка пас­са­ка­лии. Раз­ли­чия мо­гут быть вы­яв­ле­ны внут­ри сти­ля отд. ком­по­зи­то­ров, напр. Дж. Фре­ско­баль­ди (ср. сб-ки «Partite sopra ciaccona» и «Partite sopra passacagli», оба 1627). Зна­чит. об­раз­цы Ч. вре­мён ба­рок­ко – в со­чи­не­ни­ях К. Мон­те­вер­ди (мад­ри­гал «Zefiro torna» SV 251), Ф. Ку­пе­ре­на («Chaconne ou Passa­caille», 1726), Г. Пёр­сел­ла (в се­ми-опе­ре «Ди­о­к­ле­ти­ан», 1690), И. С. Ба­ха (по­след­няя часть Пар­ти­ты d-moll для скрип­ки со­ло BWV 1004) и др. В 19–20 вв. об­ра­ще­ние ком­по­зи­то­ров к жан­рам Ч. и пас­са­ка­лии свя­за­но с ис­поль­зо­ва­ни­ем фор­мы ва­риа­ций на бас­со ос­ти­на­то, раз­ли­чия ме­ж­ду жан­ра­ми ста­но­вят­ся не­за­мет­ны­ми (напр., фи­нал 4-й сим­фо­нии И. Брам­са).

Лит.: Цук­кер­ман В. А. Ана­лиз му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний. Ва­риа­ци­он­ная фор­ма. 2-е изд. М., 1987; Silbiger A. Passacaglia and Ciacco­na: Genre Pairing and Ambiguity from Fresco­baldi to Couperin // Journal of Seventeenth-Cen­tury Music. 1996. Vol. 2. № 1.

Вернуться к началу