Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦЕЗУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 271

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров

ЦЕЗУ́РА в сти­хо­сло­же­нии, по­сто­ян­ный сло­во­раз­дел в сти­хе, ме­диа­на. В ан­тич­ном сти­хо­сло­же­нии Ц. при­хо­ди­лась, как пра­ви­ло, на се­ре­ди­ну сто­пы (от­сю­да на­зва­ние; сто­по­раз­дель­ная Ц. на­зы­ва­лась дие­ре­зой); в сил­ла­бо-то­ни­че­ском сти­хо­сло­же­нии, на­обо­рот, Ц., как пра­ви­ло, сов­па­да­ет с гра­ни­цей стоп. В це­зу­ро­ван­ном 5-стоп­ном ям­бе Ц. сто­ит по­сле 2-й сто­пы («Ещё од­но | по­след­нее ска­за­нье», А. С. Пуш­кин), в 6-стоп­ном ям­бе и хо­рее – по­сле 3-й («Над­мен­ный вре­мен­щик, | и под­лый и ко­вар­ный», К. Ф. Ры­ле­ев), в 4-стоп­ном ам­фиб­ра­хии ино­гда – по­сле 2-й («Гля­жу, как бе­зум­ный, | на чёр­ную шаль», Пуш­кин); чем длин­нее стих, тем бо­лее он ну­ж­да­ет­ся в Ц. Яв­ля­ясь обыч­но силь­ной ин­то­на­ци­он­ной пау­зой, Ц. от­час­ти сбли­жа­ет­ся со сти­хо­раз­де­лом: пред­це­зур­ная сто­па мо­жет при­ни­мать усе­че­ния и на­ра­ще­ния, а так­же риф­му («Три у Буд­ры­са сы­на, | как и он, три лит­ви­на», Пуш­кин).

Вернуться к началу