Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТОПА́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 277-278

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СТОПА́, 1) в сти­хо­сло­же­нии – по­вто­ряю­щее­ся со­че­та­ние мет­ри­че­ски силь­но­го мес­та (ар­сис, икт) и мет­ри­че­ски сла­бо­го мес­та (те­зис, ме­ж­ду­ик­то­вый про­ме­жу­ток) в стро­ке. С. яв­ля­ет­ся еди­ни­цей со­из­ме­ри­мо­сти строк, об­ла­даю­щих мет­ром. Имен­но в ка­че­ст­ве та­кой ус­лов­ной еди­ни­цы и ис­поль­зу­ет­ся по­ня­тие С. при­ме­ни­тель­но к мет­ри­че­ско­му сти­хо­сло­же­нию и сил­ла­бо-то­ни­че­ско­му сти­хо­сло­же­нию. При этом в мет­рич. сти­хо­сло­же­нии С. в сти­хе, как пра­ви­ло, рав­ны по дли­тель­но­сти, но мо­гут быть не­оди­на­ко­вы по чис­лу сло­гов (дак­тиль и спон­дей в гек­са­мет­ре), а в сил­ла­бо-то­нич. сти­хо­сло­же­нии С. рав­ны по чис­лу сло­гов, но мо­гут быть не­оди­на­ко­вы по чис­лу и рас­по­ло­же­нию уда­ре­ний (ямб и спон­дей в рус. ям­бе). В сил­ла­би­че­ском сти­хо­сло­же­нии С. нет, еди­ни­цей со­из­ме­ри­мо­сти строк слу­жит слог; в то­ни­че­ском сти­хо­сло­же­нии так­же С. нет, еди­ни­цей со­из­ме­ри­мо­сти слу­жит пол­но­удар­ное сло­во. Для раз­ме­ров, про­ме­жу­точ­ных ме­ж­ду сил­ла­бо­то­ни­кой и чис­той то­ни­кой (доль­ник, так­то­вик), со­че­та­ния силь­ных и сла­бых мест, ана­ло­гич­ные С., на­зы­ва­лись «до­ля­ми», «так­та­ми», «кра­та­ми», но ус­той­чи­вой тер­ми­но­ло­гии нет.

М. Л. Гас­па­ров.

2) В тео­рии му­зы­ки – ха­рак­те­ри­сти­ка рит­ми­че­ских групп или мо­ти­вов. Так­то­вая сис­те­ма ев­роп. му­зы­ки, ба­зи­рую­щая­ся на ак­цент­ных со­от­но­ше­ни­ях мет­рич. еди­ниц (см. Метр в му­зы­ке, Раз­мер так­то­вый, Такт), да­ёт ос­но­ва­ния для вы­де­ле­ния хо­реи­че­ских (ак­цент в на­ча­ле), ям­би­че­ских (в кон­це) и ам­фи­бра­хи­че­ских (в се­ре­ди­не) мо­ти­вов. Ино­гда поль­зу­ют­ся и по­ня­тия­ми дак­ти­ли­че­ско­го и ана­пе­сти­че­ско­го мо­ти­вов, ес­ли при­ни­ма­ют­ся во вни­ма­ние дли­тель­ность и чис­ло зву­ков до и по­сле ак­цен­та (силь­ной до­ли).

Вернуться к началу