СТОПА́
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТОПА́, 1) в стихосложении – повторяющееся сочетание метрически сильного места (арсис, икт) и метрически слабого места (тезис, междуиктовый промежуток) в строке. С. является единицей соизмеримости строк, обладающих метром. Именно в качестве такой условной единицы и используется понятие С. применительно к метрическому стихосложению и силлабо-тоническому стихосложению. При этом в метрич. стихосложении С. в стихе, как правило, равны по длительности, но могут быть неодинаковы по числу слогов (дактиль и спондей в гексаметре), а в силлабо-тонич. стихосложении С. равны по числу слогов, но могут быть неодинаковы по числу и расположению ударений (ямб и спондей в рус. ямбе). В силлабическом стихосложении С. нет, единицей соизмеримости строк служит слог; в тоническом стихосложении также С. нет, единицей соизмеримости служит полноударное слово. Для размеров, промежуточных между силлаботоникой и чистой тоникой (дольник, тактовик), сочетания сильных и слабых мест, аналогичные С., назывались «долями», «тактами», «кратами», но устойчивой терминологии нет.
М. Л. Гаспаров.
2) В теории музыки – характеристика ритмических групп или мотивов. Тактовая система европ. музыки, базирующаяся на акцентных соотношениях метрич. единиц (см. Метр в музыке, Размер тактовый, Такт), даёт основания для выделения хореических (акцент в начале), ямбических (в конце) и амфибрахических (в середине) мотивов. Иногда пользуются и понятиями дактилического и анапестического мотивов, если принимаются во внимание длительность и число звуков до и после акцента (сильной доли).