Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХОРЕ́Й

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 168

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров

ХОРЕ́Й, тро­хей (греч. χορεῖος – пля­со­вой, τροχαῖος – бе­гу­щий), 1) в мет­ри­че­ском сти­хо­сло­же­нии – сто­па из трёх мор: со­сто­ит из дол­го­го и крат­ко­го сло­гов (– ; с разл. за­ме­на­ми); упот­реб­лял­ся ча­ще все­го в тет­ра­мет­ре. 2) В сил­ла­бо-то­ни­че­ском сти­хо­сло­же­нии – метр, об­ра­зо­ван­ный сто­па­ми из двух сло­гов, с силь­ным ме­стом (ик­том) на пер­вом; силь­ное ме­сто мо­жет быть как удар­но, так и без­удар­но (х), сла­бое – толь­ко без­удар­но (; с ого­вор­ка­ми о сверх­схем­ных, т. е. стоя­щих на сла­бых мес­тах, уда­ре­ни­ях), по­след­нее силь­ное ме­сто в стро­ке обя­за­тель­но удар­но (́); схе­ма: ххх... ́. Час­то­удар­ные и ред­ко­удар­ные силь­ные мес­та стре­мят­ся че­ре­до­вать­ся че­рез од­но, при­чём на­чаль­ное и пред­ко­неч­ное силь­ные мес­та – ред­ко­удар­ны.

В рус. сти­хе наи­бо­лее упот­ре­би­тель­ны 4-стоп­ный Х. («Мчат­ся ту­чи, вьют­ся ту­чи», А. С. Пуш­кин), 5-стоп­ный Х. («Вы­хо­жу один я на до­ро­гу», М. Ю. Лер­мон­тов), 6-стоп­ный Х. бес­це­зур­ный («Скуч­но, де­вуш­ки, вес­ною жить од­ной», А. А. Дель­виг), 6-стоп­ный Х. с це­зу­рой («Дол­го не сда­ва­лась Лю­буш­ка-со­сед­ка», Н. А. Не­кра­сов). По­сле ям­ба Х. – са­мый рас­про­стра­нён­ный метр рус. сил­ла­бо­то­ни­ки; он свя­зан с тра­ди­ция­ми пес­ни, как на­род­ной (от­сю­да его упот­реб­ле­ние в «лёг­кой по­эзии»), так и ду­хов­ной (от­сю­да – в эле­гич. поэ­зии).

Вернуться к началу