АНТИ́ЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНТИ́ЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ, стихосложение греч. и лат. поэзии 8 в. до н. э. – 6 в. н. э.; разновидность метрического стихосложения. Важнейшие его элементы: краткий слог (∪); долгий слог (–); произвольный слог, краткий или долгий (×); «двоимый слог», долгий, который может замещаться двумя краткими (∪ ∪); цезура (|). В рус. переводах долгие слоги обычно передаются ударными, а краткие – безударными. А. с. существовало в трёх вариантах.
1. Тонико-силлабическое – сатурнийский стих ранней лат. поэзии.
2. Силлабо-метрическое стихосложение – «эолийские» размеры ранней греч. лирики (и их лат. имитации у Горация и др.), ещё не пользовавшиеся двоимыми слогами. Единицами стиха были строки, не членящиеся на стопы (см. Логаэды) и обычно называвшиеся по именам поэтов-открывателей: ферекратей (Ф: × × – ∪ ∪ – ×), гликоней (Г: × × – ∪ ∪ – ∪ ×), малый асклепиадов (а: – – – ∪ ∪– | – ∪ ∪ – ∪ ×), большой асклепиадов (А: – – – ∪ ∪ – | – ∪ ∪ – | – ∪ ∪ – ∪ ×) и др. Они употреблялись преим. в 4-стишных строфах: так, «асклепиадовыми строфами» назывались комбинации строк аааа, АААА, аааГ, ааФГ, ГаГа. Самыми известными были алкеева строфа и сапфическая строфа.
3. Собственно метрическое стихосложение классич. эпоса, лирики и драмы. Единицей стиха были стопы, длина которых измерялась морами, краткий слог равнялся одной море, долгий – двум. 2-морной стопой был пиррихий (∪ ∪), 3-морными – ямб и хорей (трохей) (∪ –, – ∪), 4-морными – спондей, дактиль, анапест (– –, – ∪ ∪, ∪ ∪ –), 5-морными – бакхий с антибакхием, амфимакр и 4 пеона (∪ – –, – – ∪, – ∪ –, – ∪ ∪ ∪, ∪ – ∪ ∪, ∪ ∪ – ∪, ∪ ∪ ∪ –) и т. д. В каждой стопе долгий слог, стоящий на сильном месте (см. Метр), меньше мог разлагаться на краткие, стоящий на слабом месте – больше. Короткие 2–4-морные стопы обычно объединялись в диподии, стихотв. размер назывался по числу диподий. Размером эпоса был дактилический гексаметр; размером элегий и эпиграмм – элегический дистих (чередование гексаметра с пентаметром); осн. размером трагедий и комедий – ямбический триметр, вспомогательным – трохаический тетраметр. В лирике могли чередоваться более длинные и более короткие размеры (см. Эпод).
В 3–5 вв. н. э. разница между долготой и краткостью звуков в греч. и лат. языках стала сглаживаться, и А. с. уступило место ср.-век. силлабич. стиху, однако по традиции метрические стихи продолжали писаться ещё очень долго (в школах – вплоть до 18–20 вв.).