Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОВЁР ЖОЗЕФ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 535-536

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Зубов

СОВЁР (Sauveur) Жо­зеф (24.3.1653, Ла-Флеш, ны­не деп-т Сар­та – 9.7.1716, Па­риж), франц. фи­зик и ма­те­ма­тик, чл. Па­риж­ской АН (1696). Ос­но­ва­тель совр. му­зы­каль­ной аку­сти­ки. Учил­ся в ие­зу­ит­ской шко­ле. С 1670 в Па­ри­же, изу­чал (пред­по­ло­жи­тель­но в Сор­бон­не) тео­ло­гию и фи­ло­со­фию, за­тем ес­теств. нау­ки. С 1676 пре­по­да­вал ма­те­ма­ти­ку (сре­ди уче­ни­ков – принц Ев­ге­ний Са­вой­ский), од­но­вре­мен­но со­труд­ни­чал с Э. Ма­ри­от­том и др. учё­ны­ми; c 1686 лек­тор и проф. Ко­ро­лев­ско­го кол­лед­жа. C 1680 чи­тал на­уч. док­ла­ды в Па­риж­ской АН. Ра­бо­тал так­же в об­лас­ти фор­ти­фи­ка­ции, хро­но­ло­гии, гео­де­зии и кар­то­гра­фии. Наи­бо­лее важ­ные ис­сле­до­ва­ния С. свя­за­ны с муз. аку­сти­кой (тер­мин «аку­сти­ка» для «нау­ки о зву­ке» он ввёл в 1701). Впер­вые сис­те­ма­ти­че­ски при­ме­нил ло­га­риф­мич. вы­ра­же­ние ве­ли­чин муз. ин­тер­ва­лов для ана­ли­за стро­ёв му­зы­каль­ных (ра­нее при­ме­ня­лись от­но­ше­ния час­тот или длин струн); это по­зво­ли­ло точ­но вы­ра­жать ве­ли­чи́­ны ин­тер­ва­лов в ко­ли­че­ст­ве до­лей ок­та­вы. На­уч. и прак­тич. смысл (удоб­ст­во вы­чис­ле­ний при по­мо­щи таб­ли­цы де­ся­тич­ных ло­га­риф­мов) име­ло вве­дён­ное им в 1696 де­ле­ние ок­та­вы на 43 рав­ные час­ти – ме­ри́­ды (франц. méride). Ме­ри­ду он де­лил на 7 геп­та­ме­рид, ка­ж­дая из ко­то­рых де­ли­лась на 10 де­ка­ме­рид, или 2 по­лу­геп­та­ме­ри­ды. С по­мо­щью ме­рид и их про­из­вод­ных С. дал оп­ре­де­ле­ния разл. муз. стро­ёв, в т. ч. 17-сту­пен­но­го (не­рав­но­мер­но­го) строя Са­фи ад-Ди­на Ур­ма­ви (13 в.), рав­но­мер­ных 55-сту­пен­но­го (1/55-ю часть ок­та­вы ино­гда на­зы­ва­ют ком­мой Со­вё­ра) и 43-сту­пен­но­го (для по­след­не­го раз­ра­бо­тал ори­ги­наль­ную сис­те­му но­та­ции и соль­ми­за­ции). В 1700 пред­ло­жил ме­тод по­лу­че­ния эта­лон­ной час­то­ты ко­ле­ба­ний (100 Гц) по­сред­ст­вом ус­та­нов­ки 4 бие­ний в се­кун­ду при од­но­врем. зву­ча­нии двух ор­ган­ных труб с от­но­ше­ни­ем длин 25:24. C. не смог про­де­мон­ст­ри­ро­вать этот ме­тод прак­ти­че­ски (в 1796 Дж. Сар­ти ус­пеш­но ис­поль­зо­вал ана­ло­гич­ный ме­тод для из­ме­ре­ния эта­ло­на на­строй­ки При­двор­но­го ор­ке­ст­ра в С.-Пе­тер­бур­ге), но в 1713 реа­ли­зо­вал иной спо­соб ус­та­нов­ки и из­ме­ре­ния час­то­ты, ос­но­ван­ный на фи­зи­ке ко­ле­ба­ний струн, и впер­вые опи­сал зву­ко­ряд в тер­ми­нах аб­со­лют­ных час­тот зву­ков. Пер­вым оп­ре­де­лил пре­де­лы слы­ши­мо­сти зву­ка (см. По­ро­ги слу­ха), опи­сал строи и диа­па­зо­ны разл. муз. ин­ст­ру­мен­тов, оп­ре­де­лил 6 ти­пов диа­па­зо­на го­ло­са пев­че­ско­го, вы­де­лив в ка­ж­дом из них осн. тес­си­ту­ру и рас­ши­рен­ный объ­ём. Впер­вые де­таль­но опи­сал фе­но­мен гар­мо­ни­че­ских обер­то­нов, под­роб­но изу­чил связь на­ту­раль­но­го зву­ко­ря­да со зву­ко­из­вле­че­ни­ем на муз. ин­ст­ру­мен­тах. Из­ме­рил ско­рость зву­ка и пред­ло­жил весь­ма точ­ный (с по­греш­но­стью ме­нее 0,7%) спо­соб рас­чё­та час­то­ты ко­ле­ба­ний стру­ны. Изо­брёл эхо­метр (франц. échomètre) – ком­би­ни­ров. уст­рой­ст­во для оп­ре­де­ле­ния тем­па (в мет­ри­че­ских до­лях за еди­ни­цу вре­ме­ни) и вы­со­ты муз. зву­ка. Ра­бо­ты С. ока­за­ли зна­чит. влия­ние на муз. тео­ре­ти­ков сле­дую­щих по­ко­ле­ний (Ж. Ф. Ра­мо, Ж. Б. Ро­мьё и др.). Вве­дён­ная в 20 в. еди­ни­ца из­ме­ре­ния са­вар фак­ти­че­ски сов­па­да­ет с геп­та­ме­ри­дой Со­вё­ра.

Соч.: Collected writings on musical acoustics (Paris 1700–1713) / Ed., introd. in English by R. Rasch. Utrecht, 1984.

Лит.: Semmens R. J. Sauveur’s «Treatise on the theory of music». London (Canada), 1987 (Studies in Music from the University of We­s­tern Ontario. Vol. 11).

Вернуться к началу