СОВЁР ЖОЗЕФ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОВЁР (Sauveur) Жозеф (24.3.1653, Ла-Флеш, ныне деп-т Сарта – 9.7.1716, Париж), франц. физик и математик, чл. Парижской АН (1696). Основатель совр. музыкальной акустики. Учился в иезуитской школе. С 1670 в Париже, изучал (предположительно в Сорбонне) теологию и философию, затем естеств. науки. С 1676 преподавал математику (среди учеников – принц Евгений Савойский), одновременно сотрудничал с Э. Мариоттом и др. учёными; c 1686 лектор и проф. Королевского колледжа. C 1680 читал науч. доклады в Парижской АН. Работал также в области фортификации, хронологии, геодезии и картографии. Наиболее важные исследования С. связаны с муз. акустикой (термин «акустика» для «науки о звуке» он ввёл в 1701). Впервые систематически применил логарифмич. выражение величин муз. интервалов для анализа строёв музыкальных (ранее применялись отношения частот или длин струн); это позволило точно выражать величи́ны интервалов в количестве долей октавы. Науч. и практич. смысл (удобство вычислений при помощи таблицы десятичных логарифмов) имело введённое им в 1696 деление октавы на 43 равные части – мери́ды (франц. méride). Мериду он делил на 7 гептамерид, каждая из которых делилась на 10 декамерид, или 2 полугептамериды. С помощью мерид и их производных С. дал определения разл. муз. строёв, в т. ч. 17-ступенного (неравномерного) строя Сафи ад-Дина Урмави (13 в.), равномерных 55-ступенного (1/55-ю часть октавы иногда называют коммой Совёра) и 43-ступенного (для последнего разработал оригинальную систему нотации и сольмизации). В 1700 предложил метод получения эталонной частоты колебаний (100 Гц) посредством установки 4 биений в секунду при одноврем. звучании двух органных труб с отношением длин 25:24. C. не смог продемонстрировать этот метод практически (в 1796 Дж. Сарти успешно использовал аналогичный метод для измерения эталона настройки Придворного оркестра в С.-Петербурге), но в 1713 реализовал иной способ установки и измерения частоты, основанный на физике колебаний струн, и впервые описал звукоряд в терминах абсолютных частот звуков. Первым определил пределы слышимости звука (см. Пороги слуха), описал строи и диапазоны разл. муз. инструментов, определил 6 типов диапазона голоса певческого, выделив в каждом из них осн. тесситуру и расширенный объём. Впервые детально описал феномен гармонических обертонов, подробно изучил связь натурального звукоряда со звукоизвлечением на муз. инструментах. Измерил скорость звука и предложил весьма точный (с погрешностью менее 0,7%) способ расчёта частоты колебаний струны. Изобрёл эхометр (франц. échomètre) – комбиниров. устройство для определения темпа (в метрических долях за единицу времени) и высоты муз. звука. Работы С. оказали значит. влияние на муз. теоретиков следующих поколений (Ж. Ф. Рамо, Ж. Б. Ромьё и др.). Введённая в 20 в. единица измерения савар фактически совпадает с гептамеридой Совёра.