ЗВУК МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗВУК МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ, используемые в муз. практике звуки. Характеризуются высотой (см. Высота звука), громкостью (см. Динамика в музыке), длительностью, тембром. Для звука (тона) как элемента муз. интонации (мелодии, гармонии) наиболее специфична высотная определённость (фиксированное положение на шкале, градуированной по интервалам звуковой системы), тогда как громкость и тембр свойственны звукам вообще (в т. ч. человеческой речи, голосам животных), а длительность – также паузам. Нижний предел высоты – «до» субконтроктавы, верхний – «до» («ре») пятой октавы (от 16 до 4000–4500 Гц; более высокие частоты входят в звуковой спектр в качестве обертонов и шумовых призвуков). Спектром определяется как тембровая окрашенность, так и высота З. м.: с закономерным сужением интервалов обертонового ряда (октава у осн. тона, полутон у 15-й гармоники, 1/4 тона – у 30-й) спектр оказывается разреженным внизу и сгущённым вверху, поэтому чем ниже звук, тем больше обертонов входит в область наивысшей чувствительности слуха (примерно от «ля» 1-й до «ля» 2-й октавы); ощущение высоты создаётся осн. тоном и/или первыми 8–9 гармониками (по исследованиям А. А. Володина). К области звуковысотности относится и фонизм – независимая от тембра красочная сторона гармонии (созвучий, аккордов).
Конкретные звуковысотные системы исторически эволюционировали (см. Звуковая система, Роды интервальных систем, Строй музыкальный). В новоевропейской системе в каждом октавном промежутке чаще всего используется 12 разновысотных ступеней, отстоящих на полутон (см. Темперация). Динамич. градации охватывают большой диапазон (напр., от ppp до 𝒇𝒇𝒇), но не имеют абсолютного физич. значения (этот диапазон может смещаться, растягиваться, сужаться). Очень сложны в муз. системе отношения между тембрами; они не образуют ряда последовательно меняющихся свойств. Разл. тембры связаны с особенностями конкретных голосов певцов, муз. инструментов; характерны модификации типичных тембров, вызываемые, напр., изменениями в способах звукоизвлечения (тембры скрипки при игре arco, pizzicato, con sordina, sul tasto и т. д.; см. также Штрихи). В ансамблях, оркестрах большое значение приобретает сочетание тембров (см. Инструментовка). В характеристике З. м. не менее важны многообразные, обычно не фиксируемые в нотах процессы – как в пределах одного З. м., так и при переходах от звука к звуку. Таковы свойственные, напр., фп. и арфе затухания звуков; периодич. и апериодич. изменения тембра идиофонов типа колоколов, гонгов; разл. атаки, вибрато в пении, у струнных смычковых, духовых и др.; таковы также глиссандо, портаменто и др. переходные процессы. Все они образуют разветвлённую систему интонационных (звуковысотных), динамич. (громкостных), агогич. (темповых и ритмич., см. Агогика) и тембровых оттенков, которая с развитием муз. иск-ва постоянно расширяется, усложняется.