Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БА́КТРИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 681-682

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. А. Кошеленко, Е. М. Фраёнова
Бактрийский воин. Халчаян. Окрашенная глина. Музей истории народов Узбекистана.

БА́КТРИЯ (Бак­триа­на), ис­то­ри­ко-куль­тур­ная об­ласть в Ср. Азии. На­хо­дит­ся в ср. те­че­нии Аму­да­рьи, ме­ж­ду Гис­сар­ским хреб­том и Гин­ду­ку­шем (совр. Юж. Узбе­ки­стан, Юж. Тад­жи­ки­стан, Сев. Аф­га­ни­стан, Юго-Вост. Турк­ме­ния). В брон­зо­вом ве­ке здесь су­ще­ст­во­ва­ла вы­со­ко­раз­ви­тая зем­ле­дель­че­ская куль­ту­ра (Даш­лы), в 18–15 вв. до н. э. она ис­пы­ты­ва­ет упа­док, про­ис­хо­дит син­тез ме­ст­ных тра­ди­ций и прив­не­сён­ных ско­то­во­да­ми ан­д­ро­нов­ской куль­ту­ры. К нач. 1-го тыс. на­се­ле­ние Б. го­во­ри­ло на иран­ских язы­ках. В пер­вых ве­ках 1-го тыс. в Б. воз­ни­ка­ет го­су­дар­ст­вен­ность с цен­тром в Бак­тре. Б. вхо­ди­ла в Ахе­ме­ни­дов го­су­дар­ст­во с сер. 6 в. до по­хо­дов Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го в 330–327. В ре­зуль­та­те борь­бы пре­ем­ни­ков Алек­сан­д­ра (диа­до­хов) Б. ока­за­лась в со­ста­ве гос-ва Се­лев­ки­дов и в сер. 3 в. ста­ла ядром Гре­ко-Бак­трий­ско­го цар­ст­ва. Ок. 180 бак­трий­ские ца­ри на­ча­ли за­воева­ние Ин­дии, но ок. 140/130 до н. э. са­ма Б. бы­ла за­хва­че­на ко­чев­ни­ка­ми, при­шед­ши­ми с се­ве­ра. Об­ра­зо­ва­лось не­сколь­ко го­су­дарств, часть ко­то­рых за­ви­се­ла от Пар­фии. С это­го вре­ме­ни, на­ря­ду со ста­рым, рас­про­стра­ня­ет­ся но­вое на­зва­ние об­лас­ти – То­ха­ри­стан, по на­име­но­ва­нию при­шель­цев – то­ха­ров. По­ли­тич. кон­со­ли­да­ция в Б. в сер. 1 в. н. э. при­ве­ла к об­ра­зо­ва­нию Ку­шан­ско­го цар­ст­ва. В сер. 3 в. Са­са­ни­ды за­хва­ти­ли часть Б., соз­дав там Ку­шан­ское на­ме­ст­ни­че­ст­во. В даль­ней­шем Б. ока­зы­ва­лась под вла­стью ки­да­ри­тов, эф­та­ли­тов, ара­бов.

Куль­ту­ра Б. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся стой­ким со­хра­не­ни­ем ме­ст­ных тра­ди­ций при боль­шой вос­при­им­чи­во­сти к внеш­ним влия­ни­ям. Ар­хи­тек­ту­ра ахе­ме­нид­ско­го вре­ме­ни пред­став­ле­на круг­лы­ми и пря­мо­уголь­ны­ми в пла­не сыр­цо­вы­ми зда­ния­ми (Кут­луг-Те­пе, Ал­тын X). Наи­выс­ший куль­тур­ный подъ­ём Б. при­хо­дит­ся на эпо­ху Гре­ко-Бак­трий­ско­го цар­ст­ва, ко­гда стро­ят­ся мно­гие но­вые го­ро­да и ир­ри­гац. сис­те­мы. Важ­ные ма­те­риа­лы это­го вре­ме­ни про­ис­хо­дят из Тах­ти-Сан­ги­на; с рас­по­ло­жен­ным там хра­мом Ок­са, воз­мож­но, свя­зан Аму­дарь­ин­ский клад. При рас­коп­ках го­ро­ди­ща Ай-Ха­нум най­де­ны дво­рец, не­сколь­ко хра­мов, гим­на­сий, ар­се­нал, те­атр, бо­га­тые жи­лые до­ма, греч. над­пи­си, ста­туи. Для изу­че­ния сле­дую­ще­го пе­рио­да, пе­ре­ход­но­го от гре­че­ско­го к ку­шан­ско­му, важ­ней­шее зна­че­ние име­ют Хал­ча­ян, нек­ро­поли Тул­хар­ский и Тил­ля-Те­пе, в ко­тором най­де­но ок. 20 тыс. пред­ме­тов из дра­го­цен­ных ме­тал­лов. В иск-ве это­го вре­ме­ни со­че­та­ют­ся эле­мен­ты эл­ли­ни­стич., ахе­ме­нид­ско­го, даль­не­вост. и ски­фо-сибир­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния, ор­га­нич­ный сплав ко­то­рых от­ли­ча­ет эпо­ху Кушан­ско­го цар­ст­ва. Его куль­ту­ра луч­ше все­го из­вест­на по рас­коп­кам го­ро­дов Диль­берд­жин (ци­та­дель, гор. сте­ны, хра­мы, до­ма из сыр­цо­во­го кир­пи­ча с де­рев. ко­лон­на­ми и ка­мен­ной об­ли­цов­кой), Дальвер­зин-Те­пе­, Тер­мез, ди­на­стий­но­го хра­ма Сурх-Ко­тал. К вы­даю­щим­ся па­мят­ни­кам бак­трий­ской ис­то­рии и куль­ту­ры от­но­сят­ся гре­ко-бак­трий­ские мо­не­ты с реа­ли­стич­но вы­пол­нен­ны­ми порт­рет­ны­ми про­фи­ля­ми ца­рей, изо­бра­же­ния­ми др.-греч. бо­жеств или эпич. ге­ро­ев, ка­мен­ная и тер­ра­ко­то­вая скульп­ту­ра, то­рев­ти­ка, над­пи­си (Сурх-Ко­тал, Айр­там, Ра­ба­так, Ка­ра-Те­пе) и др. Из­вест­ны тер­ра­ко­то­вые и др. изобра­же­ния му­зы­кан­тов с ин­ст­ру­мен­та­ми ме­со­по­там­ско­го (уг­ло­вая ар­фа), др.-греч. (двой­ной ав­лос, флей­та мно­го­стволь­ная), а так­же ср.-ази­ат. (со­гдий­ско­го и бак­трий­ско­го) про­ис­хо­ж­де­ния. Сре­ди по­след­них – лют­ня с гру­ше­вид­ным кор­пу­сом и ото­гну­той на­зад го­лов­кой – ин­ст­ру­мент-пред­ше­ст­вен­ник клас­сич. лют­не­вых ин­ст­ру­мен­тов Азии (араб. уд, кит. пи­па, япон. би­ва и др.) и Ев­ро­пы (соб­ст­вен­но лют­ня).

Б., ве­ро­ят­но, бы­ла од­ной из тех стран, ку­да ещё до ахе­ме­нид­ско­го за­вое­ва­ния про­ник зо­роа­ст­ризм; по зо­роа­ст­рий­ской тра­ди­ции, Б. иг­ра­ла важ­ную роль в про­по­ве­ди этой ре­ли­гии. В даль­ней­шем в Б. рас­про­стра­ня­лись так­же др.-греч. и инд. куль­ты. На­чи­ная с пер­вых ве­ков н. э. сре­ди ре­ли­гий Б., ви­ди­мо, ве­ду­щее ме­сто за­ни­ма­ет буд­дизм. Из­вест­ны буд­дий­ские свя­ти­ли­ща и мо­на­сты­ри это­го вре­ме­ни (Ка­ра-Те­пе и Фа­яз-Те­пе в Ста­ром Тер­ме­зе) и 6–8 вв. (Ад­жи­на-Те­пе), ук­ра­шен­ные мо­ну­мен­таль­ной скульп­ту­рой и жи­во­пи­сью.

Лит.: Ста­ви­ский Б. Я. Ис­кус­ст­во Сред­ней Азии. М., 1974; он же. Ку­шан­ская Бак­трия: про­бле­мы ис­то­рии и куль­ту­ры. М., 1977; The archaeology of Afganistan from earliest times to the Timurid period. L., 1978; Пу­га­чен­ко­ва Г. А. Ис­кус­ст­во Бак­трии эпо­хи Ку­шан. М., 1979; Вы­зго Т. С. Му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты Сред­ней Азии. М., 1980; Bernard P. Fouilles d’Aȷ Khanoum. P., 1985. Vol. 4: Les monnaies hors trésors: questions d’histoire gré co-bactrienne; Karomatov F. M., Meške­ris V. A., Vyzgo T. S. Mittelasien. Lpz., 1987; Пи­чи­кян И. Р. Куль­ту­ра Бак­трии: Ахе­ме­нид­ский и эл­ли­ни­сти­че­ский пе­рио­ды. М., 1991; Ис­то­рия тад­жик­ско­го на­ро­да. Ду­шан­бе, 1998. Т. 1: Древ­ней­шая и но­вая ис­то­рия.

Вернуться к началу