БА́КТРИЯ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БА́КТРИЯ (Бактриана), историко-культурная область в Ср. Азии. Находится в ср. течении Амударьи, между Гиссарским хребтом и Гиндукушем (совр. Юж. Узбекистан, Юж. Таджикистан, Сев. Афганистан, Юго-Вост. Туркмения). В бронзовом веке здесь существовала высокоразвитая земледельческая культура (Дашлы), в 18–15 вв. до н. э. она испытывает упадок, происходит синтез местных традиций и привнесённых скотоводами андроновской культуры. К нач. 1-го тыс. население Б. говорило на иранских языках. В первых веках 1-го тыс. в Б. возникает государственность с центром в Бактре. Б. входила в Ахеменидов государство с сер. 6 в. до походов Александра Македонского в 330–327. В результате борьбы преемников Александра (диадохов) Б. оказалась в составе гос-ва Селевкидов и в сер. 3 в. стала ядром Греко-Бактрийского царства. Ок. 180 бактрийские цари начали завоевание Индии, но ок. 140/130 до н. э. сама Б. была захвачена кочевниками, пришедшими с севера. Образовалось несколько государств, часть которых зависела от Парфии. С этого времени, наряду со старым, распространяется новое название области – Тохаристан, по наименованию пришельцев – тохаров. Политич. консолидация в Б. в сер. 1 в. н. э. привела к образованию Кушанского царства. В сер. 3 в. Сасаниды захватили часть Б., создав там Кушанское наместничество. В дальнейшем Б. оказывалась под властью кидаритов, эфталитов, арабов.
Культура Б. характеризуется стойким сохранением местных традиций при большой восприимчивости к внешним влияниям. Архитектура ахеменидского времени представлена круглыми и прямоугольными в плане сырцовыми зданиями (Кутлуг-Тепе, Алтын X). Наивысший культурный подъём Б. приходится на эпоху Греко-Бактрийского царства, когда строятся многие новые города и ирригац. системы. Важные материалы этого времени происходят из Тахти-Сангина; с расположенным там храмом Окса, возможно, связан Амударьинский клад. При раскопках городища Ай-Ханум найдены дворец, несколько храмов, гимнасий, арсенал, театр, богатые жилые дома, греч. надписи, статуи. Для изучения следующего периода, переходного от греческого к кушанскому, важнейшее значение имеют Халчаян, некрополи Тулхарский и Тилля-Тепе, в котором найдено ок. 20 тыс. предметов из драгоценных металлов. В иск-ве этого времени сочетаются элементы эллинистич., ахеменидского, дальневост. и скифо-сибирского происхождения, органичный сплав которых отличает эпоху Кушанского царства. Его культура лучше всего известна по раскопкам городов Дильберджин (цитадель, гор. стены, храмы, дома из сырцового кирпича с дерев. колоннами и каменной облицовкой), Дальверзин-Тепе, Термез, династийного храма Сурх-Котал. К выдающимся памятникам бактрийской истории и культуры относятся греко-бактрийские монеты с реалистично выполненными портретными профилями царей, изображениями др.-греч. божеств или эпич. героев, каменная и терракотовая скульптура, торевтика, надписи (Сурх-Котал, Айртам, Рабатак, Кара-Тепе) и др. Известны терракотовые и др. изображения музыкантов с инструментами месопотамского (угловая арфа), др.-греч. (двойной авлос, флейта многоствольная), а также ср.-азиат. (согдийского и бактрийского) происхождения. Среди последних – лютня с грушевидным корпусом и отогнутой назад головкой – инструмент-предшественник классич. лютневых инструментов Азии (араб. уд, кит. пипа, япон. бива и др.) и Европы (собственно лютня).
Б., вероятно, была одной из тех стран, куда ещё до ахеменидского завоевания проник зороастризм; по зороастрийской традиции, Б. играла важную роль в проповеди этой религии. В дальнейшем в Б. распространялись также др.-греч. и инд. культы. Начиная с первых веков н. э. среди религий Б., видимо, ведущее место занимает буддизм. Известны буддийские святилища и монастыри этого времени (Кара-Тепе и Фаяз-Тепе в Старом Термезе) и 6–8 вв. (Аджина-Тепе), украшенные монументальной скульптурой и живописью.