ИРА́НСКИЕ ЯЗЫКИ́
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИРА́НСКИЕ ЯЗЫКИ́, группа индоиранских языков. Распространены в Иране, Таджикистане, Афганистане, Пакистане, России, Ираке, Турции, Сирии, Грузии, Азербайджане, Туркмении, Узбекистане, Израиле, а также в диаспоре в странах Европы и Америки. Прежде были представлены в Сев. Причерноморье, Центр. Азии, Вост. Туркестане, на Вост. Памире и в Вост. Закавказье. Общее число говорящих ок. 135 млн. чел. (нач. 21 в., оценка).
Историко-генетич. классификация делит И. я. на западную подгруппу (с членением её на северные и южные языки) и восточную подгруппу. К северным западноиранским языкам относятся: мёртвые – мидийский язык, парфянский язык; живые – курдский язык, белуджский язык, талышский, гилянский, мазандеранский, ряд малых бесписьменных языков Ирана, Ирака, Турции и языки парачи и ормури; к южным: мёртвые – древнеперсидский язык, среднеперсидский язык; живые – персидский язык, таджикский язык, дари (фарси-кабули), татский язык, хазара, кумзари, ряд малых языков и диалектов Ирана. К восточноиранским языкам относятся: мёртвые – скифский язык, аланский, согдийский язык, хорезмийский язык, бактрийский, сакские языки (хотанский, тумшукский и др.); живые – осетинский язык, ягнобский язык, пушту (афганский яз.) и ряд языков, составляющих ареальную группу, известную как памирские языки (шугнано-рушанская группа языков, язгулямский язык, ваханский язык, ишкашимский, сангличский, мунджанский и йидга). Авестийский язык, вымерший, но используемый как язык богослужения у зороастрийцев, имеет ряд признаков зап. и вост. подгрупп.
Типологически И. я. неоднородны. В вокализме др.-иран. языки – авестийский и древнеперсидский – сохраняют корреляцию длительности, которая в языках последующих периодов утрачивает позиции, удерживаясь лишь в части фонемных пар (в белуджском, ягнобском, языках шугнано-рушанской группы), переходя в корреляцию устойчивости (осн. часть языков) или исчезая полностью (в мазандеранском). В консонантизме – 4 типа систем. 1-й тип – близкий к прасистеме (древние языки, а также перс., тадж., татский, гилянский, мазандеранский, часть курдских диалектов). Остальные типы – с позднейшими корреляциями: 2-й – аспирации (сев. курдские диалекты, вост.-белуджские диалекты, парачи); 3-й – церебральности (пушту, мунджанский и йидга, ваханский, ишкашимский, парачи, ормури, белуджский, хазара; следы также в язгулямском яз. и шугнано-рушанской группе); 4-й – абруптивности (осетинский). В морфологии др.-иран. языки сохраняют флективное формообразование (см. Флективность) и аблаут корня и аффикса; склонение и спряжение многотипные. Троичные системы числа (ед., двойств., мн. ч.), рода (муж., жен., ср. род). В имени – многопадежная флективная парадигма. В глаголе лицо и число выражены флексией, оппозиция «актив – медиалис» (версия) – тоже флексией, «актив – пассив» (собственно залог) – суффиксально. Видовые характеристики (длительность; однократность, завершённость; результативность, состояние) выражены типами основ (соответственно презентной, аористной, перфектной), категория времени – типом флексии и аугментом (особым префиксом при формах прош. вр., гл. обр. перфекта). Наклонения связаны с типами основ и флексии. Есть аналитич. конструкции (см. Аналитизм в языкознании).
В более поздних языках – унификация типов формообразования в имени и глаголе, отмирание аблаута. Двоичные системы числа (во всех языках), рода (реликты ср. рода только в сакских и согдийском); в ряде языков род отмирает (в перс., тадж. и др.). Упрощение падежной системы с перестройкой во многих языках по агглютинативному принципу (в осетинском – под кавк. влиянием; в гилянском, мазандеранском, талышском, белуджском и др.; см. Агглютинация). Отмирание падежей (перс., тадж., татский и др.) с агглютинацией аффикса числа. Постпозитивный (в перс., тадж., сангисари, гилянском, белуджском, парачи, курдском и др.) и препозитивный (в нескольких языках) неопределённый артикль. В глаголе – новые аналитические и вторичные флективные формы на базе причастий. Лицо и число выражены флексией (новой и старой), энклитиками (см. Клитика), отделяемыми показателями, связками, вспомогат. глаголами; залог – наличием вторичных форм пассива; видовые характеристики – аналитич. формами, превербами, сложновербальными глаголами; категория времени – типами основ, окончаний, построением формы в целом, реже аугментом (ягнобский яз.).
Для синтаксиса ряда языков характерна изафетная конструкция (см. Изафет) с препозицией определяемого, оформленного особым показателем (перс., тадж., курдский, авромани и др.). Во многих языках – эргативное (или эргативнообразное; см. Эргативный строй) построение предложения с перех. глаголами в прошедших временах с объектным (пушту, мунджанский, курдский и др.) или субъектным (язгулямский, рушанский и др.) согласованием глагола.
Деление И. я. на древние, среднеиранские и новоиранские базируется на экстралингвистич. данных (культурно-исторические и др.). По лингвистич. признакам вычленяется 2 периода: древний (др.-перс., авестийский, мидийский, скифский языки) и последующий (все остальные языки).
Первые памятники др.-перс. письменности – клинописные надписи (начиная с 6 в. до н. э.; см. Клинопись). Авестийские гимны, передававшиеся многие века изустно, записаны ок. 4 в. н. э. специальным алфавитом на основе среднеперсидского. Памятники ср.-перс. (со 2–3 вв. н. э.), парфянского (с 1 в. до н. э.), согдийского (с 4 в. н. э.) и частично хорезмийского (с 3 в. до н. э.) языков написаны разновидностями арамейского письма (часть хорезмийских текстов дошла в арабоязычных сочинениях 12–13 вв. н. э. на араб. алфавите). Для хотаносакского яз. (с 7 в.) использовалась разновидность брахми (см. Индийское письмо), для бактрийского (ок. 2 в.) – греч. алфавита (см. Греческое письмо). Письменности для перс., дари, афг., белуджского языков представляют собой разновидности араб. алфавита (см. Арабское письмо); алфавиты для тадж., осет., татского языков созданы на основе рус. графики. Курды быв. СССР используют рус. графику, часть курдов Сирии и Ирака – латинскую, остальные – арабскую. Прочие языки практически бесписьменны.
Изучение живых И. я. началось с кон. 17 в., древних – с 18 в. На рубеже 19–20 вв. сводным трудом «Grundriss der iranischen Philologie» подведён итог предшествующим исследованиям. В 20 в. открыты новые памятники мёртвых языков (в т. ч. неизвестных ранее), изучались (и открывались) живые языки. Обобщение материала с историко-генетич. позиций – в трудах И. М. Оранского; с историко-типологических – в «Опыте историко-типологического исследования иранских языков» (т. 1–2, 1975). Описание И. я. по единому типологич. принципу осуществлено в трёх томах в серии «Языки мира», по единому сравнит.-историч. принципу – в семи томах «Основ иранского языкознания».