Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АХЕМЕНИ́ДОВ ГОСУДА́РСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 570-571

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Дандамаев

АХЕМЕНИ́ДОВ ГОСУДА́РСТВО, дер­жа­ва, соз­дан­ная перс. ца­ря­ми из ди­на­стии Ахе­ме­ни­дов, су­ще­ст­во­вав­шая в 6–4 вв. до н. э. Ос­но­ва­тель – Кир II, царь перс. пле­мён, оби­тав­ших на тер­ри­то­рии совр. пров. Фарс в Ира­не. Он на­хо­дил­ся в вас­саль­ной за­ви­си­мо­сти от ца­ря Ми­дии Ас­тиа­га, но в 553 вос­стал про­тив не­го и в 550 за­хва­тил эту стра­ну. В сле­дую­щем го­ду пер­сы по­ко­ри­ли Су­зы, древ­нюю сто­ли­цу Эла­ма, а че­рез три го­да бы­ли за­воё­ва­ны об­лас­ти Ма­лой Азии, вклю­чая Ли­дий­ское цар­ст­во, а так­же Ар­ме­ния. Ме­ж­ду 545 и 539 пер­сы по­ко­ри­ли вост.-иран­ские и ср.-ази­ат­ские стра­ны. В 539 па­ла Ва­ви­ло­ния, а вслед за ней Си­рия, Па­ле­сти­на и Фи­ни­кия. При Кам­би­зе II, сы­не Ки­ра, бы­ли за­хва­че­ны Еги­пет, час­тич­но Ли­вия и Ну­бия. В 519–512, в пе­ри­од цар­ст­во­ва­ния Да­рия I, бы­ли за­воё­ва­ны ост­ро­ва Эгей­ско­го м., Фра­кия, Ма­ке­до­ния и сев.-зап. часть Ин­дии. Та­ким об­ра­зом, к кон. 6 в. гра­ни­цы дер­жа­вы про­сти­ра­лись от Ср. Азии и р. Инд на вос­то­ке до Эгей­ско­го и Сре­ди­зем­но­го мо­рей на за­па­де, от Ар­мян­ско­го на­го­рья на се­ве­ре до Ну­бии на юге. По­ко­рён­ные на­ро­ды не­од­но­крат­но вос­ста­ва­ли про­тив перс. гос­под­ства. Са­мое круп­ное вос­ста­ние про­изош­ло в 522, оно ох­ва­ти­ло все об­лас­ти А. г., на­чи­ная от Ср. Азии и кон­чая Егип­том, и про­дол­жа­лось бо­лее го­да. В нач. 5 в. пер­сы по­тер­пе­ли ряд круп­ных по­ра­же­ний в вой­не с гре­ка­ми. Гре­ко-пер­сид­ские вой­ны, про­дол­жав­шие­ся в те­че­ние по­лу­ве­ка (500–449), при­ве­ли к ос­лаб­ле­нию А. г. Од­на­ко оно про­су­ще­ст­во­ва­ло ещё мно­го де­ся­ти­ле­тий, по­ка в 327 до н. э., по­сле не­сколь­ких лет вой­ны, не па­ло под уда­ра­ми ар­мии Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го.

Лучник Дария I. Глазурованный кирпич из дворца в Сузах. Лувр (Париж).

Пер­сы и по­ко­рён­ные ими на­ро­ды соз­да­ли ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные и со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, ко­то­рые в те­че­ние мн. сто­ле­тий об­слу­жи­ва­ли все по­сле­дую­щие древ­ние и ран­не­сред­не­ве­ко­вые го­су­дар­ст­ва Ближ­не­го и Ср. Вос­то­ка. По сво­ему эт­нич. со­ста­ву и со­ци­аль­но­му ук­ладу Ахе­ме­нид­ская им­пе­рия бы­ла не­однород­на, т. к. на­ря­ду с эко­но­ми­че­ски раз­ви­ты­ми стра­на­ми (Еги­пет, Фи­ни­кия, Ва­ви­ло­ния, Элам и Ма­лая Азия) в неё вхо­ди­ли от­ста­лые об­лас­ти Бал­кан­ско­го п-ова, ко­че­вые араб., скиф­ские и др. пле­ме­на, на­хо­див­шие­ся на ста­дии раз­ло­же­ния ро­до­во­го строя. В го­су­дар­ст­ве со­су­ще­ст­во­ва­ли са­мые разл. пра­во­вые сис­те­мы и со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты. Од­на­ко перс. ад­ми­ни­ст­ра­ция хо­ро­шо спра­ви­лась с за­да­чей соз­да­ния ус­той­чи­во­го ап­па­ра­та для управ­ле­ния пё­ст­рым конг­ло­ме­ра­том со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов и эко­но­мич. ук­ла­дов. Ок. 519 до н. э. Да­рий I раз­де­лил А. г. на 20 адм.-по­дат­ных ок­ру­гов, ко­то­рые на­зы­ва­лись сат­ра­пия­ми. В ря­де слу­ча­ев их гра­ни­цы сов­па­да­ли с преж­ни­ми гра­ни­ца­ми стран, вхо­див­ших в со­став Пер­сид­ской дер­жа­вы (напр., Еги­пет). Во гла­ве на­хо­ди­лись на­ме­ст­ни­ки (сат­ра­пы, до­слов­но «хра­ни­те­ли цар­ст­ва»), ко­то­рые воз­глав­ля­ли ад­ми­ни­ст­ра­цию сво­ей об­лас­ти, над­зи­ра­ли над су­деб­ной вла­стью, сле­ди­ли за по­сту­п­ле­ни­ем по­да­тей и обес­пе­чи­ва­ли безо­пас­ность в сат­ра­пи­ях. По­след­ние обя­за­ны бы­ли пла­тить стро­го за­фик­си­ро­ван­ные для них де­неж­ные и на­ту­раль­ные по­да­ти, ус­та­нов­лен­ные с учётом об­ра­ба­ты­вае­мой зем­ли и сте­пе­ни её пло­до­ро­дия. Перс. ад­ми­ни­ст­ра­ция пре­дос­та­ви­ла фи­ни­кий­ским и греч. го­ро­дам Ма­лой Азии ав­то­но­мию и в не­ко­то­рых стра­нах (на Ки­пре, в Фи­ни­кии, Ки­ли­кии и т. д.) со­хра­ни­ла ди­на­стии ме­ст­ных ца­рей, а так­же власть кня­зей и пле­мен­ных во­ж­дей ара­бов, кол­хов, са­ков и ря­да др. пле­мён, во внут­рен­ние де­ла ко­то­рых она ред­ко вме­ши­ва­лась. На­ря­ду с Пер­се­по­лем, Ахе­ме­ни­ды из­бра­ли свои­ми сто­ли­ца­ми Ва­ви­лон, Эк­ба­та­ны и Су­зы (адм. сто­ли­ца им­пе­рии, где на­хо­дил­ся центр. ап­па­рат гос. уп­рав­ле­ния). Язы­ком гос. кан­це­ля­рии всей им­пе­рии стал ара­мей­ский. Кро­ме то­го, офиц. до­ку­мен­ты со­став­ля­лись и на мест­ных язы­ках. Напр., в Егип­те ад­ми­ни­ст­ра­ция бы­ла дву­языч­ная и на­ря­ду с ара­мей­ским поль­зо­ва­лась позд­нее­ги­пет­ским язы­ком, в Пер­се­по­ле для адм. нужд ши­ро­ко при­ме­ня­ли так­же элам­ский, ко­то­рый был тра­диц. язы­ком в этой об­лас­ти (древ­ний Ан­шан).

К ре­фор­мам Да­рия I от­но­сит­ся так­же вве­де­ние еди­ной для всей им­пе­рии мо­не­ты – зо­ло­то­го да­ри­ка (ос­но­ва перс. де­неж­ной сис­те­мы), че­кан­ка ко­то­ро­го бы­ла при­ви­ле­ги­ей перс. ца­ря. Обыч­ным сред­ст­вом об­ме­на слу­жил се­реб­ря­ный сикль (масса 5,6 г), рав­ный по сво­ей стои­мо­сти 1/20 да­ри­ка.

Ар­мию (кон­ни­цу и пе­хо­ту) со­став­ля­ли в осн. пер­сы и ми­дий­цы. Од­на­ко во вре­мя круп­ных по­хо­дов все под­вла­ст­ные на­ро­ды бы­ли обя­за­ны вы­де­лять оп­ре­де­лён­ное ко­ли­че­ст­во вои­нов. Мор­ские вой­ны ве­лись с по­мо­щью фи­ни­кий­цев и жи­те­лей ост­ро­вов Эгей­ско­го м. В за­воёван­ных стра­нах бы­ли раз­ме­ще­ны вой­ска для пре­дот­вра­ще­ния вос­ста­ний.

Персидский и мидийский военачальники. Деталь рельефа восточной лестницы дворца в Персеполе.

В ахе­ме­нид­ское вре­мя соз­да­ны мно­гие ше­дев­ры иск-ва и ве­ли­кие тво­ре­ния ар­хи­тек­ту­ры. Не­смот­ря на зна­чит. влия­ние куль­тур­ных тра­ди­ций др. на­ро­дов, др.-перс. иск-ву при­су­щи внут­рен­нее един­ст­во и ори­ги­наль­ность, а так­же вир­ту­оз­ность в изо­бра­же­нии отд. пред­ме­тов. Обыч­но это ме­тал­лич. ча­ши и ва­зы, вы­се­чен­ные из кам­ня куб­ки, ри­то­ны из сло­но­вой кос­ти, пред­ме­ты юве­лир­но­го иск-ва, скульп­тур­ные про­из­ве­де­ния из ла­зу­ри­та. Осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ют ци­лин­д­рич. пе­ча­ти, вы­се­чен­ные из ага­та, хал­це­до­на и яш­мы, ко­то­рые изо­бра­жа­ют ца­рей, ге­ро­ев, вои­нов, а так­же фан­та­стич. су­ществ. Са­мые зна­чит. па­мят­ни­ки перс. ар­хи­тек­ту­ры – двор­цы в Па­сар­га­дах и Пер­се­по­ле. В Па­сар­га­дах они со­ору­же­ны на вы­со­кой тер­ра­се сре­ди пар­ков и са­дов и об­ли­цо­ва­ны свет­лым пес­ча­ни­ком. В Пер­се­поль, хо­ро­шо за­щи­щён­ную кре­пость, ве­ла ши­ро­кая ле­ст­ни­ца из 110 сту­пе­ней. Па­рад­ный дво­рец имел боль­шой зал (пл. 3600 м2) с при­мы­каю­щи­ми пор­ти­ка­ми. Его по­то­лок под­дер­жи­ва­ли 72 тон­кие и изящ­ные ка­мен­ные ко­лон­ны вы­со­той бо­лее 20 м. Зал ис­поль­зо­вал­ся для боль­ших гос. приё­мов. В не­го ве­ли две ле­ст­ни­цы, на ко­то­рых со­хра­ни­лись рель­е­фы с изо­бра­же­ния­ми при­двор­ных, лич­ной гвар­дии ца­ря, кон­ни­цы и ко­лес­ниц. На од­ной сто­ро­не ле­ст­ни­цы вы­се­че­на длин­ная про­цес­сия пред­ста­ви­те­лей 33 на­ро­дов дер­жа­вы, не­су­щих по­дар­ки и по­да­ти перс. ца­рю.

Лит.: Дья­ко­нов М. М. Очерк ис­то­рии древ­не­го Ира­на. М., 1961; Дан­да­ма­ев М. А., Лу­ко­нин В. Г. Куль­ту­ра и эко­но­ми­ка древ­не­го Ира­на. М., 1980; Дан­да­ма­ев М. А. По­ли­ти­че­ская ис­то­рия Ахе­ме­нид­ской дер­жа­вы. М., 1985; Cook M. The Persian Em­pi­re. L., 1993; Briant P. Histoire de l’empire perse de Cyrus à Alexandre. P., 1996; Фрай Р. На­сле­дие Ира­на. М., 2002.

Вернуться к началу