ГРЕ́КО-ПЕРСИ́ДСКИЕ ВО́ЙНЫ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРЕ́КО-ПЕРСИ́ДСКИЕ ВО́ЙНЫ (500–449 до н. э.), войны между др.-греч. городами-государствами (полисами) и Персией. Вызваны агрессивной политикой перс. царей династии Ахеменидов (см. Ахеменидов государство). После поглощения Мидии, разгрома Лидии и завоевания Вавилонии персы продолжили наступление на запад, приступив к покорению греч. городов. При Кире II они утвердились на малоазийском побережье, подчинив себе др.-греч. города Ионии и Эолиды (546), в конце правления Камбиза II установили контроль над Самосом (522), а при Дарии I, в результате Скифского похода, хотя и не достигли намеченной цели (разгрома северопричерноморских скифов), тем не менее распространили свою власть на зону Черноморских проливов, Фракию и Македонию (512). Это привело к стеснению греч. торговли, поскольку в Эгейском м. и проливах теперь появились корабли финикийцев – подданных перс. царя. Особенно были ущемлены интересы малоазийских полисов, страдавших от перс. поборов и произвола ставленников персов – тиранов. В 500 вспыхнуло восстание греков в Ионии, ставшее прелюдией к более общему конфликту. Оно было подавлено персами, а его центр – г. Милет – был взят штурмом и разрушен (494).
Хотя греки метрополии оказали восставшим чисто символич. помощь (Афины послали 20 кораблей, а Эретрия на Эвбее – 5), персы понимали, что без покорения Балканской Греции господство над приморскими городами будет непрочным. Поэтому в 492 Дарий I предпринял первый поход в Грецию. Большая перс. армия в сопровождении флота под команд. Мардония двинулась вдоль побережья Малой Азии на север, переправилась через Геллеспонт и устремилась далее на запад. Однако сухопутное войско персов понесло ощутимые потери от нападений фракийцев, а флот сильно пострадал от бури у мыса Афон (юго-вост. оконечность п-ова Халкидики). Всё это заставило Мардония прекратить поход. В 491 Дарий I прибег к дипломатич. нажиму, отправив в греч. города посольства с требованием «земли и воды», т. е. полного подчинения. В некоторых общинах Фессалии и Беотии, где у власти находилась аристократия, это требование было выполнено, но в ведущих греч. полисах (Афинах Древних и Спарте) перс. ультиматум был отвергнут, а послы убиты. В 490 последовал новый поход персов на Грецию, на этот раз по др. маршруту. Большой флот со значит. десантным отрядом (до 20 тыс. пехоты и конницы) под команд. Датиса и Артаферна отплыл от Самоса и после промежуточной стоянки на о. Делос пристал к о. Эвбея. Персы захватили и разорили эвбейские города, после чего произвели высадку на сев.-вост. побережье Аттики, у Марафона. Место высадки было выбрано по совету афинского изгнанника, сына тирана Писистрата Гиппия, который помнил о поддержке его отца жителями Диакрии, гористой области, где расположен Марафон. Навстречу персам устремилось афинское ополчение численностью ок. 10 тыс. чел. В день битвы командование по общему согласию доверили Мильтиаду, который, используя ударную силу сомкнутого строя греч. пехотинцев, прорвал центр перс. войска и заставил персов отступить к своим кораблям. Победа греков в Марафонской битве имела огромное морально-политич. значение, показав силу греч. нар. ополчения, превосходство вооружения, тактики и физич. подготовки греч. тяжеловооружённых воинов – гоплитов и уязвимость армии такой, казалось, мощной Перс. державы.
Военные неудачи персов привели к восстаниям в Египте и Вавилонии. Дарий I, занятый их подавлением, умер (486), и подавлять мятежи пришлось его сыну и преемнику Ксерксу. Последний, однако, не оставил намерения покорить греков и, покончив с внутр. беспорядками, занялся подготовкой нового вторжения на Балканы. Была собрана огромная армия (по подсчётам древних, несомненно преувеличенным, до 1700 тыс. пехоты, 80 тыс. конницы и 1200 кораблей). Для скорейшей переброски войск в Грецию были наведены понтонные мосты через Геллеспонт, заготовлены склады с провиантом на малоазийском и фракийском побережьях. К воен. подготовке добавилась дипломатическая: Ксеркс заключил воен. союз с Карфагеном, сильнейшей мор. державой в Зап. Средиземноморье, и стороны договорились осуществить нападение на греков с двух сторон – с востока и запада. К весне 480 подготовка была завершена и огромная армада под команд. самого Ксеркса двинулась в поход на Грецию.
Греки, в свою очередь, готовились к отражению вражеского нашествия. Особенно большую инициативу проявили Афины: по предложению лидера афинской демократии Фемистокла доходы от серебряных Лаврийских рудников использовали для строительства новых воен. кораблей (по одной версии – 100, по другой – 200), и по его же инициативе в Коринфе был созван конгресс представителей греч. государств, который провозгласил создание панэллинского воен. союза с общим советом и объединёнными вооруж. силами, командование которыми было доверено Спарте. Первоначально союзники собирались защищать горные проходы из Македонии в Сев. Грецию, у Темпейского ущелья, куда было направлено до 10 тыс. гоплитов. Однако ненадёжность фессалийских общин, склонявшихся на сторону персов, заставила союзников отступить и занять позицию у проходов из Сев. Греции в Ср. Грецию, у Фермопильского ущелья. В то же время греч. флот занял позицию у сев. оконечности Эвбеи, у мыса Артемисий, для отражения перс. флота. Греками у Фермопил командовал спартанский царь Леонид, в распоряжении которого было ок. 7 тыс. гоплитов. Три дня греки стойко отражали попытки персов прорваться через Фермопилы, но, когда перс. отряду удалось обходным путём выйти в тыл греч. войска, Леонид отослал назад б. ч. союзных контингентов, а сам с 300 спартанцами и небольшим количеством др. воинов-добровольцев остался защищать Фермопилы до конца. Окружённые персами, они все погибли, но их героич. смерть послужила примером мужества для греков. Одновременно с сухопутным боем у Фермопил проходило и мор. сражение у Артемисия. Греки с успехом отбивали атаки перс. флота, но, когда позиция у Фермопил была прорвана, греч. флотилии отступили к берегам Аттики. Пройдя через Фокиду и Беотию, перс. войско вторглось в Аттику. Перед лицом превосходящих сил противника афиняне приняли решение – эвакуировать женщин, детей и стариков в Пелопоннес, а всех боеспособных мужчин (граждан и проживавших в Афинах чужеземцев) мобилизовать во флот. По настоянию афинян союзники решили дать персам бой на море. Сражение состоялось у о. Саламин в сент. 480 и закончилось полной победой греков. Примерно в это же время сицилийские греки нанесли сокрушительное поражение карфагенянам при Гимере (на сев. побережье Сицилии). Опасаясь за свои коммуникации, Ксеркс с б. ч. войска вернулся в Азию, но, не желая признавать своего поражения, оставил на зимовку в Беотии и Фессалии большой отряд (вероятно, до 300 тыс. чел.) под команд. Мардония.
В 479 Мардоний вновь вторгся в Аттику, и снова афиняне должны были покинуть свой город. Мардоний вступил в переговоры с афинянами, пытаясь склонить их к союзу с персами, но те остались верны общегреческому делу. Между тем в Пелопоннесе собралось большое греч. ополчение численностью в 110 тыс. чел., которое под команд. спартанца Павсания двинулось через Истм в Беотию. Опасаясь быть запертым в Аттике, Мардоний также перешёл с войском в Беотию. Здесь у Платей произошло грандиозное сражение, в котором Мардоний погиб, а его войско было полностью разгромлено. Одновременно греч. флот одержал новую победу над перс. флотом у малоазийского побережья, у мыса Микале.
Одержав победы при Платеях и Микале, греки добились решительного перелома в войне с персами. Сама война приобрела другой характер: из оборонительной для греков она превратилась в наступательную и захватническую. После фактического выхода из войны Спарты, которая как сухопутная держава не была заинтересована в заморских операциях, руководство воен. действиями перешло к Афинам. Они возглавили новое воен.-политич. объединение – образовавшийся в 478/477 Делосский союз, или Первый афинский мор. союз, куда вошли островные и приморские, гл. обр. ионийские, полисы. Союз повёл активное наступление на персов с целью окончательного их вытеснения из Эгеиды и освобождения от их власти малоазийских греч. городов. В 470-е гг. персов изгнали с фракийского побережья и из зоны проливов и освободили малоазийские полисы. В 469 персы в очередной раз были разгромлены афинским полководцем Кимоном в мор. и сухопутном сражениях при устье р. Эвримедонт (у юж. побережья Малой Азии). Попытка афинян добиться большего, поддержав новое восстание египтян, окончилась неудачей: персы сумели уничтожить греч. флот в дельте Нила и подавить восстание в Египте. Однако в 450/449 Кимон ещё раз нанёс поражение персам в мор. сражении у г. Саламин на Кипре, после чего обе стороны начали мирные переговоры. По Каллиеву миру (назван по имени афинского представителя Каллия), заключённому в 449, персы фактически признали своё поражение в войне с греками. Отныне перс. кораблям было запрещено заплывать в Эгейское м., и ничьи войска не могли находиться в пределах трёх дней пути от малоазийского побережья. Эгейское м. окончательно становилось внутр. морем греков, а греч. города Малой Азии обретали свободу и независимость.
Причины победы греков в войнах с персами заключались в превосходстве их социально-экономич. и политич. строя, античного гражд. общества над вост. деспотией. Высокоразвитое ремесло греч. городов обеспечивало их войскам первоклассное по тем временам вооружение и корабли. Очевидным было также преимущество греков в воен. тактике как на суше, где сплочённое построение греч. гоплитов (фаланга) одерживало верх над массами иррегулярной пехоты азиатов, так и на море, где мастерство греч. кормчих и манёвренность снабжённых таранами греч. триер (кораблей с тремя рядами гребцов) не знали себе равных. Наконец (и, может быть, самое главное), греч. воины, получившие гармоничное воспитание свободных людей и исполненные патриотизма, и в физическом, и в моральном отношении превосходили перс. воинов, набранных по большей части из подвластных персам областей и не заинтересованных в предприятиях перс. царей.
Победа греков в войнах с персами имела всемирно-историч. значение. Она доставила греч. городам большие материальные ценности в виде воен. добычи, включая массу военнопленных–рабов, открыла торговые пути и доступ к источникам сырья и рынкам сбыта, в частности в Причерноморье, и обеспечила античному обществу возможность дальнейшего развития.