КСЕРКС
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КСЕРКС (др.-перс. Хшаяршан – «герой среди царей», греч. Ξέρξης) (ок. 522–465 до н. э.), перс. царь (486–465 до н. э.) Ахеменидов государства. Сын Дария I, из династии Ахеменидов. В янв. 484 жестоко расправился с восстанием против перс. господства в Египте, в июне того же года подавил восстание вавилонян в Месопотамии и затем там же лишь в марте 481 усмирил ещё один мятеж, разрушив Вавилон и превратив Вавилонское царство в перс. сатрапию. Весной 481 К. направился в поход против Греции. Первая крупная битва произошла в авг. 480 при Фермопилах в Сев. Греции, затем персам удалось захватить Афины, однако в следующем месяце они потерпели полное поражение от объединённого греч. флота в мор. битве при Саламине. После этого К. с частью армии вернулся в Сарды (столицу Лидии), оставив для продолжения войны своего полководца Мардония с войском в Фессалии. Решающая битва произошла в 479 близ г. Платеи, где перс. войско потеряло своего полководца и потерпело полное поражение. В том же году в мор. сражении у мыса Микале, на юго-зап. берегу Малой Азии, персы снова были разгромлены. В результате объединённые греч. полисы, среди которых решающая роль принадлежала Афинам и Спарте, вышли победителями на этом этапе греко-персидских войн (500–449 до н. э.). В авг. 465 начальник перс. царской охраны Артабан и гл. евнух Аспамитра, проникнув ночью в спальню К., убили его. Точная дата этого заговора зафиксирована в одном астрономич. тексте из Вавилонии. В др. тексте из Египта говорится, что он был убит вместе со своим старшим сыном.
В период правления К. велось интенсивное строительство царских дворцов в Персеполе, Сузах и Экбатанах. Из персепольских документов известно, что за 2 года до его смерти (467) в Персии царил голод, гос. амбары были пусты и цены на зерно поднялись в 7 раз по сравнению с обычными. К. в течение только одного года сместил ок. 100 гос. чиновников, начиная с самых высокопоставленных. От времени правления К. сохранилось ок. 20 клинописных надписей на др.-перс., эламском и вавилонском языках, которые высечены в Персеполе, Сузах, Экбатанах и др., рассказывающих о сооружении разл. дворцов. В одной из надписей говорится о проведённой им религ. реформе, приведшей к разрушению капищ древних племенных божеств (дэвов). По всей вероятности, эта реформа имела целью централизацию культа в Персии и Мидии, однако оказалась безуспешной.