Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЭ́ВЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 470-471

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ДЭ́ВЫ (аве­стий­ское – дай­ва, на яз. фар­си – ди­вы), класс сверхъ­ес­теств. су­ществ, в др.-иран. ми­фо­ло­гии – злые ду­хи, про­ти­во­стоя­щие бла­гим ду­хам (аху­рам). Пред­став­ле­ния о Д. вос­хо­дят к ве­дий­ской ми­фо­ло­гии: в древ­не­ин­до­ев­ро­пей­ской тра­ди­ции бо­же­ст­ва (де­вы) про­ти­во­пос­тав­ле­ны де­мо­нам (асу­рам). Ве­ро­ят­но, Д. по­чи­та­лись в од­ной из об­лас­тей Ира­на как бо­ги. Д. упо­ми­на­ют­ся в над­пи­си Ксер­кса (5 в. до н. э.) и в сво­де за­ко­нов и ре­лиг. пред­пи­са­ний «Ви­дев­дат» (ср.-иран. – «Ко­декс про­тив дэ­вов»). В лит. тра­ди­ции (напр., в «Шах­на­ме») Д. пред­ста­ют как мно­же­ст­во ли­шён­ных ин­ди­ви­ду­аль­ных черт пер­со­на­жей, с ко­то­ры­ми ус­пеш­но бо­рют­ся др.-иран. ца­ри и бо­га­ты­ри. Под разл. на­зва­ния­ми Д. фи­гу­ри­ру­ют так­же в ми­фах, фольк­ло­ре и эпо­се на­ро­дов Кав­ка­за, Ма­лой и Ср. Азии, Ка­зах­ста­на, По­вол­жья, Зап. Си­би­ри (арм. – дэ­вы, груз. – дэ­ви, тур. – дэв, узб., га­га­уз­ское – дев, туркм. – дёв, кирг. – дёо, ка­зах., ка­ра­калп. – дэу, ка­ра­ча­ев­ское, балк. – дёу, у ка­зан­ских та­тар – дию, у зап.-си­бир­ских та­тар – тив, у баш­кир – дей­еу). Они вы­сту­па­ют в ка­че­ст­ве ве­ли­ка­нов (имею­щих че­ло­ве­че­ский или зве­ри­ный об­лик), по­кры­тых шер­стью, ино­гда од­но­гла­зых или мно­го­го­ло­вых и на­де­лён­ных ог­ром­ной фи­зич. си­лой. Счи­та­ет­ся, что Д. оби­та­ют в труд­но­дос­туп­ных мес­тах (го­ры, пе­ще­ры, пус­ты­ни) или в под­зем­ном цар­ст­ве, на дне озёр и т. п., где сте­ре­гут со­кро­ви­ща – дра­го­цен­ные ме­тал­лы и кам­ни. Стре­мясь на­вре­дить лю­дям, муж­чи­ны-Д. по­хи­ща­ют и уби­ва­ют (по­жи­ра­ют) их, раз­ру­ша­ют че­ло­ве­че­ское жи­льё, со­блаз­ня­ют жен­щин. Жен­щи­ны-Д. изо­бра­жа­ют­ся ме­нее вре­до­нос­ны­ми, чем муж­чи­ны-Д. В ми­фо­ло­гии и фольк­ло­ре на­ро­дов Ср. Азии и Кав­ка­за Д. ино­гда пред­ста­ют и как су­ще­ст­ва, за­ни­маю­щие­ся со­зи­дат. дея­тель­но­стью: Д. – ско­то­во­ды, тка­чи, ис­кус­ные юве­ли­ры, строи­те­ли кре­по­стей, го­ро­дов и др.

Лит.: Molé M. Culte, mythe et cosmologie dans l’Iran ancien. P., 1963; Бра­гин­ский И. С. Из ис­то­рии пер­сид­ской и тад­жик­ской ли­те­ра­тур. М., 1972; Ард­зин­ба В. Г. Ри­туа­лы и ми­фы древ­ней Ана­то­лии. М., 1982; Roux J.-P. La religion des Turcs et des Mongols. P., 1984.

Вернуться к началу