ДЭ́ВЫ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЭ́ВЫ (авестийское – дайва, на яз. фарси – дивы), класс сверхъестеств. существ, в др.-иран. мифологии – злые духи, противостоящие благим духам (ахурам). Представления о Д. восходят к ведийской мифологии: в древнеиндоевропейской традиции божества (девы) противопоставлены демонам (асурам). Вероятно, Д. почитались в одной из областей Ирана как боги. Д. упоминаются в надписи Ксеркса (5 в. до н. э.) и в своде законов и религ. предписаний «Видевдат» (ср.-иран. – «Кодекс против дэвов»). В лит. традиции (напр., в «Шахнаме») Д. предстают как множество лишённых индивидуальных черт персонажей, с которыми успешно борются др.-иран. цари и богатыри. Под разл. названиями Д. фигурируют также в мифах, фольклоре и эпосе народов Кавказа, Малой и Ср. Азии, Казахстана, Поволжья, Зап. Сибири (арм. – дэвы, груз. – дэви, тур. – дэв, узб., гагаузское – дев, туркм. – дёв, кирг. – дёо, казах., каракалп. – дэу, карачаевское, балк. – дёу, у казанских татар – дию, у зап.-сибирских татар – тив, у башкир – дейеу). Они выступают в качестве великанов (имеющих человеческий или звериный облик), покрытых шерстью, иногда одноглазых или многоголовых и наделённых огромной физич. силой. Считается, что Д. обитают в труднодоступных местах (горы, пещеры, пустыни) или в подземном царстве, на дне озёр и т. п., где стерегут сокровища – драгоценные металлы и камни. Стремясь навредить людям, мужчины-Д. похищают и убивают (пожирают) их, разрушают человеческое жильё, соблазняют женщин. Женщины-Д. изображаются менее вредоносными, чем мужчины-Д. В мифологии и фольклоре народов Ср. Азии и Кавказа Д. иногда предстают и как существа, занимающиеся созидат. деятельностью: Д. – скотоводы, ткачи, искусные ювелиры, строители крепостей, городов и др.