ВАВИЛО́НИЯ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАВИЛО́НИЯ, историч. область и государство в долине рек Тигр и Евфрат, в Юж. Месопотамии (территория совр. Ирака), существовавшее с нач. 2-го тыс. до н. э. до завоевания его персами в 539 до н. э. Важнейшим политич., культурным и хозяйств. центром был город Вавилон, по имени которого В. получила своё название. До возвышения Вавилона (а часто по традиции и в последующие времена) территория В. носила наименование «Шумер и Аккад». В истории В. принято выделять 4 периода.
Старовавилонский период (2017–1595 до н. э.). В нач. 2-го тыс. Месопотамия оказалась под контролем амореев. Вождь одной из аморейских племенных групп, захватив Вавилон, основал здесь свою династию (I Вавилонская династия). Самый значительный её представитель – царь Хаммурапи (1792–50), которому удалось объединить всю Месопотамию в единое государство. Он был не только успешным завоевателем, но и талантливым администратором, реформатором и законодателем. Составленный от его имени законодательный кодекс («Законы Хаммурапи») – выдающийся юридич. памятник древности. При наследниках Хаммурапи среди правителей отд. городов усилились сепаратистские тенденции. В. постепенно слабела, её территория уменьшалась. Конец династии связан с захватом Вавилона армией хеттского царя Мурсили I ок. 1595. Плодами этой победы воспользовались союзники хеттов касситы, которые ок. 1518 ввели свои войска в город и основали в В. новую династию.
Средневавилонский период (1595–1000 до н. э.) условно принято делить на время правления касситской династии (до 1150) и время правления II династии Исина (1150–1027). Касситы предположительно были скотоводами, пришедшими к границам Месопотамии из степей Ср. Азии. Правление касситов – самый длительный в истории В. период относительной стабильности и устойчивости, когда постепенно сглаживались экономич. противоречия между отд. регионами. В связи с засолением старых орошаемых земель государство осуществило коренную перестройку оросительной и мелиоративной системы, были освоены обширные новые территории, население которых теперь несло осн. бремя гос. налогов и повинностей. В более привилегированном положении находились жители ряда крупных городов, которым были предоставлены права самоуправления и освобождение от повинностей, а также лица из числа царских родственников и господствующей элиты.
О значит. расширении внешнеполитич. связей В. в 14 в. свидетельствуют письма касситских царей егип. фараонам, найденные в местечке Телль-Амарна на месте древнего города Ахетатон. Они написаны клинописью на вавилонском (аккадском) языке, который в это время играл роль языка междунар. общения на всём Ближнем Востоке. В кон. 14–13 вв. с усилением Ассирии, сев. соседа В., возросло соперничество между двумя родственными государствами. Мирные договоры о разделении границ периодически сменялись воен. конфликтами. Окончательный удар касситской В. нанёс в 1157 Элам – вост. сосед и давний соперник.
После некоторого периода хаоса и неустойчивости В. вновь обрела свою государственность под властью II династии Исина (III Вавилонская династия). Цари этой династии начали объединение В. вокруг города Исин, позднее центр переместился в Вавилон. Наиболее выдающимся представителем этой династии был Навуходоносор I (Набу-кудурри-уцур I, 1126–05), оставшийся в памяти потомков великим воином и покровителем наук и искусств.
Период упадка и временного подчинения Ассирии (1000–627 до н. э.). В кон. 2-го – нач. 1-го тыс. В. и Ассирия переживали упадок, вызванный вторжением на их территорию западносемитских скотоводч. племён – арамеев. Особенно тяжёлой была ситуация в В., на которую помимо арамеев, двигавшихся с запада и северо-запада, с юга наступали родственные арамеям халдейские племена. Только в 9 в. В. и Ассирия начали постепенно восстанавливать свою государственность.
Ассир. царь Тиглатпаласар III, опасаясь, что халдейские вожди могут захватить вавилонский трон, ввёл в В. войска и в 729 до н. э. короновался под именем Пулу, провозгласив себя царём В. Ассирия и В. образовали единое государство под властью ассир. царя, которое просуществовало до 627 до н. э. Правление ассир. царей-завоевателей в В. было временем почти постоянных конфликтов и нестабильности, чему способствовало вмешательство в её дела Элама, на данном этапе противника Ассирии и союзника вавилонян. В отд. благоприятные моменты деловая жизнь ненадолго оживала, активизировалось даже лит. творчество, но в основном страна находилась в явном упадке.
Самым активным и влиятельным вождём В. этого времени был халдей Мардук-апла-иддин (библейское имя Меродах Валадан), против которого боролись два ассир. царя – Саргон II, а потом его сын Синаххериб. Последнему удалось изгнать халдеев из В., но в ходе этой борьбы эламиты захватили в плен и казнили сына Синаххериба. Разгневанный царь счёл гибель сына результатом предательства со стороны вавилонян и жестоко отомстил им. В 689 до н. э. город Вавилон был захвачен ассирийцами, разграблен и полностью стёрт с лица земли. Преемник Синаххериба Асархаддон (680–669), одной из важнейших задач своего царствования считавший примирение с В., направил на восстановление Вавилона значит. часть огромных материальных средств, которые приносили Ассирии её завоевания. После его смерти управление страной было поделено между двумя его сыновьями: Ашшурбанапалу он оставил Ассирию, а Шамашшумукину – В. Это имело роковые последствия и вскоре привело к войне между братьями. В 648 после длительной осады армия Ашшурбанапала захватила Вавилон. Шамашшумукин погиб в горящих руинах своего дворца.
Нововавилонский период (626–539 до н. э.). Воспользовавшись смутой, наступившей в Ассирии после смерти Ашшурбанапала, вавилоняне попытались изгнать ассирийцев из своей страны. Во главе восстания встал халдей по имени Набопаласар. Последнее сражение, решившее исход борьбы, произошло у стен Вавилона. Ассир. армия была полностью разбита. Вавилоняне провозгласили царём Набопаласара, ставшего основателем новой династии. Правление в 605–562 второго царя династии – Набушаднеццара II (библейского Навуходоносора II) было временем наибольшего возвышения В. Проведя ряд удачных воен. кампаний в районе Сирии – Палестины и подавляя любые попытки мятежа, В. подчинила себе огромную территорию, которая некогда находилась под властью ассир. державы. В 587–586 Навуходоносор II ликвидировал Иудейское царство, которое попыталось отпасть от В. Тысячи жителей Иерусалима были уведены в плен и поселены в разных городах В., в т. ч. в Вавилоне (т. н. вавилонский плен). Последним правителем В. был Набонид (556–539), самая загадочная фигура нововавилонской истории. В то время как персы наращивали свои воен. силы у вавилонских границ, он занимался религ. реформой (насаждал культ луны, чем вызвал резкое недовольство жречества), строительством, десять лет провёл в Аравийской пустыне. В 539 до н. э. армия Кира II овладела Вавилоном, что положило конец существованию В. как независимого государства.
Искусство
В. унаследовало и развивало шумеро-аккадские традиции. Старовавилонский период представлен памятниками офиц. канонич. иск-ва, тиражирующими позднешумерскую худож. традицию и отмеченными снижением худож. качества. Среди них: найденная в Сузах «стела Хаммурапи» (диорит, 18 в. до н. э., Лувр, Париж); адорант из Ларсы (18 в. до н. э., там же); грубоватые по исполнению статуэтки богов (бронзовая статуя сидящей богини из раскопок в Исхали), домашних божеств и гениев-хранителей (каменные статуэтки богинь Ламы и Ниншубур из Ура), копировавшие, возможно, храмовую монументальную скульптуру; терракотовые рельефы (изображение арфиста, Восточный ин-т, Чикаго); монументальная живопись; произведения торевтики (бронзовые изделия из Исхали) и глиптики (цилиндрич. печати с сакральными сюжетами и сценами инвеституры). Худож. канон, сложившийся в старовавилонское время в офиц. иск-ве, повлиял на изобразит. иск-во Элама и Мари. К архитектуре этого периода относятся: храмовый комплекс в Исхали (Нерибтум) из 3 отд. святилищ, крупнейшее из которых посвящено богине Иштар-Кититум; святилище богини Нингали и бога Нанны с жилищем его верховной жрицы в Уре («Светлый Гипар» Эн-Анатумы); храм в Телль ар-Римахе со сложной системой арочно-сводчатых конструкций из сырцового кирпича; дворцы Зимри-Лима в Мари, Ильшуилии и Ибикадада II в Эшнунне, выстроенные по сходной планировке; а также частично сохранившаяся гор. застройка в Уре (на юго-востоке города) и Вавилоне.
Худож. культура средневавилонского периода следовала традициям старовавилонского иск-ва, используя ряд изобразит. приёмов, вероятно присущих иск-ву касситов. Среди построек этого времени – храм царя Караиндаша в Уруке и новая столица Дур-Куригальзу (ныне Акаркуф) с зиккуратом (сохранился до выс. 57 м), храмами, 4 дворцами и жилыми кварталами. Из произведений изобразит. иск-ва известны фрагменты росписи и мозаики из цветного стекла (их художественно-образная структура повлияла на оформление дворцов в Ассирии), раскрашенные глиняные фигуры зверей (барса, стоящей молодой львицы), а также ювелирные изделия (золотые браслеты, украшения в виде плодов граната, покрытые голубой эмалью) из дворцов и храма бога Энлиля в Дур-Куригальзу; рельефная декорация храма царя Караиндаша (все хранились в Иракском музее, Багдад); рельефы, оформлявшие кудурру (межевые камни), с зооморфными символами богов (кудурру царя Мели-Шиху из Суз, Лувр, Париж) и сакральными сценами (кудурру царя Мардук-нацира, Британский музей, Лондон).
Памятники В. кон. 2-го – нач. 1-го тыс. до н. э. плохо сохранились вследствие постоянных внешних и внутренних воен. конфликтов. Один из немногих примеров иск-ва этого времени – кудурру царя Мардук-апла-иддина, выполненный в старовавилонской худож. традиции.
Новый расцвет иск-ва В. пришёлся на нововавилонский период: строительство Вавилона, зиккуратов (Вавилон, Борсиппа). Монументальные здания отличаются соразмерностью пропорций; по шумерской традиции плоскости стен оформлялись чередованием уступов и пилястр (нижний храм в ансамбле Эзида в Борсиппе). Изобразит. иск-во продолжало традиции иск-ва Ассирии, но с преобладанием культовой тематики (рельефные изображения животных из глазуров. кирпича, печати).
Музыка
От старовавилонского периода сохранились каталоги гимнов, инструкции по настройке струнных инструментов. Теория музыки пользовалась шумерской и аккадской терминологией, были известны семь 7-ступенных звукорядов и соответствующих им способов настройки инструментов, существовало понятие об октаве. В старовавилонский период музыку начали записывать, предположительно существовали табулатуры. Зафиксировано появление в это время нового для региона инструмента – угловой арфы с большим ладьевидным корпусом (сохранилось множество однотипных изображений сидящего арфиста). Сохранились также подлинные глиняные погремушки (в т. ч. зооморфные). Памятники нововавилонского времени немногочисленны.
О литературе В. см. в ст. Шумеро-аккадская литература.