Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАВИЛО́НИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 487489

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Козырева

ВАВИЛО́НИЯ, ис­то­рич. об­ласть и го­су­дар­ст­во в до­ли­не рек Тигр и Ев­фрат, в Юж. Ме­со­по­та­мии (тер­ри­то­рия совр. Ира­ка), су­ще­ст­во­вав­шее с нач. 2-го тыс. до н. э. до за­вое­ва­ния его пер­са­ми в 539 до н. э. Важ­ней­шим по­ли­тич., куль­тур­ным и хо­зяйств. цен­тром был го­род Ва­ви­лон, по име­ни ко­то­ро­го В. по­лу­чи­ла своё на­зва­ние. До воз­вы­ше­ния Ва­ви­ло­на (а час­то по тра­ди­ции и в по­сле­дую­щие вре­ме­на) тер­ри­то­рия В. но­си­ла на­име­но­ва­ние «Шу­мер и Ак­кад». В ис­то­рии В. при­ня­то вы­де­лять 4 пе­рио­да.

Ста­ро­ва­ви­лон­ский пе­ри­од (2017–1595 до н. э.). В нач. 2-го тыс. Ме­со­по­та­мия ока­за­лась под кон­тро­лем амо­ре­ев. Вождь од­ной из амо­рей­ских пле­мен­ных групп, за­хва­тив Ва­ви­лон, ос­но­вал здесь свою ди­на­стию (I Ва­ви­лон­ская ди­на­стия). Са­мый зна­чи­тель­ный её пред­ста­ви­тель – царь Хам­му­ра­пи (1792–50), ко­то­ро­му уда­лось объ­е­ди­нить всю Ме­со­по­та­мию в еди­ное го­су­дар­ст­во. Он был не толь­ко ус­пеш­ным за­вое­ва­те­лем, но и та­лант­ли­вым ад­ми­ни­ст­ра­то­ром, ре­фор­ма­то­ром и за­ко­но­да­те­лем. Со­став­лен­ный от его име­ни за­ко­но­да­тель­ный ко­декс («За­ко­ны Хам­му­ра­пи») – вы­даю­щий­ся юри­дич. па­мят­ник древ­но­сти. При на­след­ни­ках Хам­му­ра­пи сре­ди пра­ви­те­лей отд. го­ро­дов уси­ли­лись се­па­ра­ти­ст­ские тен­ден­ции. В. по­сте­пен­но сла­бе­ла, её тер­ри­то­рия умень­ша­лась. Ко­нец ди­на­стии свя­зан с за­хва­том Ва­ви­ло­на ар­ми­ей хетт­ско­го ца­ря Мур­си­ли I ок. 1595. Пло­да­ми этой по­беды вос­поль­зо­ва­лись со­юз­ни­ки хет­тов кас­си­ты, ко­то­рые ок. 1518 вве­ли свои вой­ска в го­род и ос­но­ва­ли в В. но­вую ди­на­стию.

Сред­не­ва­ви­лон­ский пе­ри­од (1595–1000 до н. э.) ус­лов­но при­ня­то де­лить на вре­мя прав­ле­ния кас­сит­ской ди­на­стии (до 1150) и вре­мя прав­ле­ния II ди­на­стии Иси­на (1150–1027). Кас­си­ты пред­по­ло­жи­тель­но бы­ли ско­то­во­да­ми, при­шед­ши­ми к гра­ни­цам Ме­со­пота­мии из сте­пей Ср. Азии. Прав­ле­ние кас­си­тов – са­мый дли­тель­ный в ис­то­рии В. пе­ри­од от­но­си­тель­ной ста­биль­но­сти и ус­той­чи­во­сти, ко­гда по­сте­пен­но сгла­жи­ва­лись эко­но­мич. про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду отд. ре­гио­на­ми. В свя­зи с за­со­ле­ни­ем ста­рых оро­шае­мых зе­мель го­су­дар­ст­во осу­ще­ст­ви­ло ко­рен­ную пе­ре­строй­ку оро­си­тель­ной и ме­лио­ра­тив­ной сис­те­мы, бы­ли ос­вое­ны об­шир­ные но­вые тер­ри­то­рии, на­се­ле­ние ко­то­рых те­перь не­сло осн. бре­мя гос. на­ло­гов и по­вин­но­стей. В бо­лее при­ви­ле­ги­ро­ван­ном по­ло­же­нии на­хо­ди­лись жи­те­ли ря­да круп­ных го­ро­дов, ко­то­рым бы­ли пре­дос­тав­ле­ны пра­ва са­мо­управ­ле­ния и ос­во­бо­ж­де­ние от по­вин­но­стей, а так­же ли­ца из чис­ла цар­ских род­ст­вен­ни­ков и гос­под­ствую­щей эли­ты.

О зна­чит. рас­ши­ре­нии внеш­не­по­ли­тич. свя­зей В. в 14 в. сви­де­тель­ст­ву­ют пись­ма кас­сит­ских ца­рей егип. фа­рао­нам, най­ден­ные в мес­теч­ке Телль-Амар­на на мес­те древ­не­го го­ро­да Ахе­та­тон. Они на­пи­са­ны кли­но­пи­сью на ва­ви­лон­ском (ак­кад­ском) язы­ке, ко­то­рый в это вре­мя иг­рал роль язы­ка ме­ж­ду­нар. об­ще­ния на всём Ближ­нем Вос­то­ке. В кон. 14–13 вв. с уси­ле­ни­ем Ас­си­рии, сев. со­се­да В., воз­рос­ло со­пер­ни­че­ст­во ме­ж­ду дву­мя род­ст­вен­ны­ми го­су­дар­ст­ва­ми. Мир­ные до­го­во­ры о раз­де­ле­нии гра­ниц пе­рио­ди­че­ски сме­ня­лись во­ен. кон­флик­та­ми. Окон­ча­тель­ный удар кас­сит­ской В. на­нёс в 1157 Элам – вост. со­сед и дав­ний со­пер­ник.

«Вавилонская карта мира» на глиняной табличке. Ок. 700–500 до н. э. Предположительно из Сиппара (Южный Ирак). Британский музей (Лондон).

По­сле не­ко­то­ро­го пе­рио­да хао­са и не­устойчивости В. вновь об­ре­ла свою го­су­дар­ст­вен­ность под вла­стью II ди­на­с­тии Иси­на (III Ва­ви­лон­ская ди­на­стия). Ца­ри этой ди­на­стии на­ча­ли объ­е­ди­не­ние В. во­круг го­ро­да Исин, позд­нее центр пе­ре­мес­тил­ся в Ва­ви­лон. Наи­бо­лее вы­даю­щим­ся пред­ста­ви­те­лем этой ди­на­стии был На­ву­хо­до­но­сор I (На­бу-ку­дур­ри-уцур I, 1126–05), ос­тав­ший­ся в па­мя­ти по­том­ков ве­ли­ким вои­ном и по­кро­ви­те­лем на­ук и ис­кусств.

Пе­ри­од упад­ка и вре­мен­но­го под­чи­не­ния Ас­си­рии (1000–627 до н. э.). В кон. 2-го – нач. 1-го тыс. В. и Ас­си­рия пе­ре­жи­ва­ли упа­док, вы­зван­ный втор­же­ни­ем на их тер­ри­то­рию за­пад­носе­мит­ских ско­то­водч. пле­мён – ара­ме­ев. Осо­бен­но тя­жё­лой бы­ла си­туа­ция в В., на ко­то­рую по­ми­мо ара­ме­ев, дви­гав­ших­ся с за­па­да и се­ве­ро-за­па­да, с юга на­сту­па­ли род­ст­вен­ные ара­ме­ям хал­дей­ские пле­ме­на. Толь­ко в 9 в. В. и Ас­си­рия на­ча­ли по­сте­пен­но вос­ста­нав­ли­вать свою го­су­дар­ст­вен­ность.

Ас­сир. царь Тиг­лат­па­ла­сар III, опа­са­ясь, что хал­дей­ские во­ж­ди мо­гут за­хва­тить ва­ви­лон­ский трон, ввёл в В. вой­ска и в 729 до н. э. ко­ро­но­вал­ся под име­нем Пу­лу, про­воз­гла­сив се­бя ца­рём В. Ас­си­рия и В. об­ра­зо­ва­ли еди­ное го­су­дар­ст­во под вла­стью ас­сир. ца­ря, ко­то­рое про­су­ще­ст­во­ва­ло до 627 до н. э. Прав­ле­ние ас­сир. ца­рей-за­вое­ва­те­лей в В. бы­ло вре­ме­нем поч­ти по­сто­ян­ных кон­флик­тов и не­ста­биль­но­сти, че­му спо­соб­ст­во­ва­ло вме­ша­тель­ст­во в её де­ла Эла­ма, на дан­ном эта­пе про­тив­ни­ка Ас­си­рии и со­юз­ни­ка ва­ви­ло­нян. В отд. бла­го­при­ят­ные мо­мен­ты де­ло­вая жизнь не­на­дол­го ожи­ва­ла, ак­ти­ви­зи­ро­ва­лось да­же лит. твор­че­ст­во, но в основном стра­на на­хо­ди­лась в яв­ном упад­ке.

Са­мым ак­тив­ным и влия­тель­ным во­ж­дём В. это­го вре­ме­ни был хал­дей Мар­дук-ап­ла-ид­дин (биб­лей­ское имя Ме­ро­дах Ва­ла­дан), про­тив ко­то­ро­го бо­ро­лись два ас­сир. ца­ря – Сар­гон II, а по­том его сын Си­наххе­риб. По­след­не­му уда­лось из­гнать хал­де­ев из В., но в хо­де этой борь­бы эла­ми­ты за­хва­ти­ли в плен и каз­ни­ли сы­на Си­наххе­ри­ба. Раз­гне­ван­ный царь счёл ги­бель сы­на ре­зуль­та­том пре­да­тель­ст­ва со сто­ро­ны ва­ви­ло­нян и жес­то­ко отом­стил им. В 689 до н. э. го­род Ва­ви­лон был за­хва­чен асси­рий­ца­ми, раз­граб­лен и пол­но­стью стёрт с ли­ца зем­ли. Пре­ем­ник Си­наххе­ри­ба Асар­хад­дон (680–669), од­ной из важ­ней­ших за­дач сво­его цар­ст­во­ва­ния счи­тав­ший при­ми­ре­ние с В., на­пра­вил на вос­ста­нов­ле­ние Ва­ви­ло­на зна­чит. часть ог­ром­ных ма­те­ри­аль­ных средств, ко­то­рые при­но­си­ли Ас­си­рии её за­вое­ва­ния. По­сле его смер­ти управ­ле­ние стра­ной бы­ло по­де­ле­но ме­ж­ду дву­мя его сы­новь­я­ми: Аш­шур­ба­на­па­лу он ос­та­вил Ас­си­рию, а Ша­маш­шу­му­ки­ну – В. Это име­ло ро­ко­вые по­след­ст­вия и вско­ре при­ве­ло к вой­не ме­ж­ду брать­я­ми. В 648 по­сле дли­тель­ной оса­ды ар­мия Аш­шур­ба­на­па­ла за­хва­ти­ла Ва­ви­лон. Ша­маш­шу­му­кин по­гиб в го­ря­щих руи­нах сво­его двор­ца.

Стена тронного зала дворца Навуходоносора II. 6 в. до н. э. Фрагмент фасада. Государственные музеи (Берлин).

Но­во­ва­ви­лон­ский пе­ри­од (626–539 до н. э.). Вос­поль­зо­вав­шись сму­той, на­сту­пив­шей в Ас­си­рии по­сле смер­ти Аш­шур­ба­на­па­ла, ва­ви­ло­ня­не по­пы­та­лись из­гнать ас­си­рий­цев из сво­ей стра­ны. Во гла­ве вос­ста­ния встал хал­дей по име­ни На­бо­па­ла­сар. По­след­нее сра­же­ние, ре­шив­шее ис­ход борь­бы, про­изо­шло у стен Ва­ви­ло­на. Ас­сир. ар­мия бы­ла пол­но­стью раз­би­та. Ва­ви­ло­ня­не про­воз­гла­си­ли ца­рём На­бо­па­ла­са­ра, став­ше­го ос­но­ва­те­лем но­вой ди­на­стии. Прав­ле­ние в 605–562 вто­ро­го ца­ря ди­на­стии – На­бу­шад­нец­ца­ра II (биб­лей­ско­го На­ву­хо­до­но­со­ра II) бы­ло вре­ме­нем наи­боль­ше­го воз­вы­ше­ния В. Про­ве­дя ряд удач­ных во­ен. кам­па­ний в рай­оне Си­рии – Па­ле­сти­ны и по­дав­ляя лю­бые по­пыт­ки мя­те­жа, В. под­чи­ни­ла се­бе ог­ром­ную тер­ри­то­рию, ко­то­рая не­ко­гда на­хо­ди­лась под вла­стью ас­сир. дер­жа­вы. В 587–586 На­ву­хо­до­но­сор II ли­к­ви­ди­ро­вал Иу­дей­ское цар­ст­во, ко­то­рое по­пы­та­лось от­пасть от В. Ты­ся­чи жи­те­лей Ие­ру­са­ли­ма бы­ли уве­де­ны в плен и по­се­ле­ны в раз­ных го­ро­дах В., в т. ч. в Ва­ви­ло­не (т. н. ва­ви­лон­ский плен). По­след­ним пра­ви­те­лем В. был На­бо­нид (556–539), са­мая за­га­доч­ная фи­гу­ра но­во­ва­ви­лон­ской ис­то­рии. В то вре­мя как пер­сы на­ра­щи­ва­ли свои во­ен. си­лы у ва­ви­лон­ских гра­ниц, он за­ни­мал­ся ре­лиг. ре­фор­мой (на­са­ж­дал культ лу­ны, чем вы­звал рез­кое не­до­воль­ст­во жре­че­ст­ва), строи­тель­ст­вом, де­сять лет про­вёл в Ара­вий­ской пус­ты­не. В 539 до н. э. ар­мия Ки­ра II ов­ла­де­ла Ва­ви­ло­ном, что по­ло­жи­ло ко­нец су­ще­ст­во­ва­нию В. как не­за­ви­си­мо­го го­су­дар­ст­ва.

Искусство

Адорант из Ларсы. 18 в. до н. э. Лувр (Париж).
Роспись дворца Зимри-Лима в Мари. 18 в. до н. э.

В. унас­ле­до­ва­ло и раз­ви­ва­ло шу­ме­ро-ак­кад­ские тра­ди­ции. Ста­ро­ва­ви­лон­ский пе­ри­од пред­став­лен па­мят­ни­ка­ми офиц. ка­но­нич. иск-ва, ти­ра­жи­рую­щи­ми позд­не­шу­мер­скую ху­дож. тра­ди­цию и от­ме­чен­ны­ми сни­же­ни­ем ху­дож. ка­че­ст­ва. Сре­ди них: най­ден­ная в Су­зах «сте­ла Хам­му­ра­пи» (дио­рит, 18 в. до н. э., Лувр, Па­риж); адо­рант из Лар­сы (18 в. до н. э., там же); гру­бо­ватые по ис­пол­не­нию ста­ту­эт­ки бо­гов (брон­зо­вая ста­туя си­дя­щей бо­ги­ни из рас­ко­пок в Ис­ха­ли), до­маш­них бо­жеств и ге­ни­ев-хра­ни­те­лей (ка­мен­ные ста­ту­эт­ки бо­гинь Ла­мы и Нин­шу­бур из Ура), ко­пи­ро­вав­шие, воз­мож­но, хра­мо­вую мо­ну­мен­таль­ную скульп­ту­ру; тер­ра­ко­то­вые рель­е­фы (изоб­ра­же­ние ар­фис­та, Вос­точ­ный ин-т, Чи­ка­го); мо­ну­мен­таль­ная жи­во­пись; про­из­ве­де­ния то­рев­ти­ки (брон­зо­вые из­де­лия из Ис­ха­ли) и глип­ти­ки (ци­лин­д­рич. пе­ча­ти с са­краль­ны­ми сю­же­та­ми и сце­на­ми ин­ве­сти­ту­ры). Ху­дож. ка­нон, сло­жив­ший­ся в ста­ро­ва­ви­лон­ское вре­мя в офиц. иск-ве, по­вли­ял на изо­бра­зит. иск-во Эла­ма и Ма­ри. К ар­хи­тек­ту­ре это­го пе­рио­да от­но­сят­ся: хра­мо­вый ком­плекс в Ис­ха­ли (Не­риб­тум) из 3 отд. свя­ти­лищ, круп­ней­шее из ко­то­рых по­свя­ще­но бо­ги­не Иш­тар-Ки­ти­тум; свя­ти­ли­ще бо­ги­ни Нин­га­ли и бо­га Нан­ны с жи­ли­щем его вер­хов­ной жри­цы в Уре («Свет­лый Ги­пар» Эн-Ана­ту­мы); храм в Телль ар-Ри­ма­хе со слож­ной сис­те­мой ароч­но-свод­ча­тых кон­ст­рук­ций из сыр­цо­во­го кир­пи­ча; двор­цы Зим­ри-Ли­ма в Ма­ри, Иль­шуи­лии и Иби­ка­да­да II в Эш­нун­не, вы­стро­ен­ные по сход­ной пла­ни­ров­ке; а так­же час­тич­но со­хра­нив­шая­ся гор. за­строй­ка в Уре (на юго-вос­то­ке го­ро­да) и Ва­ви­ло­не.

Храм царя Караиндаша в Уруке. План. Средневавилонский период.

Ху­дож. куль­ту­ра сред­не­ва­ви­лон­ско­го пе­рио­да сле­до­ва­ла тра­ди­ци­ям ста­ро­ва­ви­лон­ско­го иск-ва, ис­поль­зуя ряд изо­бра­зит. приё­мов, ве­ро­ят­но при­су­щих иск-ву кас­си­тов. Сре­ди по­стро­ек это­го вре­ме­ни – храм ца­ря Ка­ра­ин­да­ша в Уру­ке и но­вая сто­ли­ца Дур-Ку­ри­галь­зу (ны­не Акар­куф) с зик­ку­ра­том (со­хра­нил­ся до выс. 57 м), хра­ма­ми, 4 двор­ца­ми и жи­лы­ми квар­та­ла­ми. Из про­изве­де­ний изо­бра­зит. иск-ва из­вест­ны фраг­мен­ты рос­пи­си и мо­заи­ки из цвет­но­го стек­ла (их ху­до­же­ст­вен­но-об­раз­ная струк­ту­ра по­влия­ла на оформ­ле­ние двор­цов в Ас­си­рии), рас­кра­шен­ные гли­ня­ные фи­гу­ры зве­рей (бар­са, стоя­щей мо­ло­дой льви­цы), а так­же юве­лир­ные из­де­лия (зо­ло­тые брас­ле­ты, ук­ра­ше­ния в ви­де пло­дов гра­на­та, по­кры­тые го­лу­бой эма­лью) из двор­цов и хра­ма бо­га Эн­ли­ля в Дур-Ку­ри­галь­зу; рель­еф­ная де­ко­ра­ция хра­ма ца­ря Ка­ра­ин­да­ша (все хра­ни­лись в Ирак­ском му­зее, Ба­гдад); рель­е­фы, оформ­ляв­шие ку­дур­ру (ме­же­вые кам­ни), с зоо­морф­ны­ми сим­во­ла­ми бо­гов (ку­дур­ру ца­ря Ме­ли-Ши­ху из Суз, Лувр, Париж) и са­краль­ны­ми сце­на­ми (ку­дур­ру ца­ря Мар­дук-на­ци­ра, Бри­тан­ский му­зей, Лон­дон).

Па­мят­ни­ки В. кон. 2-го – нач. 1-го тыс. до н. э. пло­хо со­хра­ни­лись вслед­ст­вие по­сто­ян­ных внеш­них и внут­рен­них во­ен. кон­флик­тов. Один из не­мно­гих при­ме­ров иск-ва это­го вре­ме­ни – ку­дур­ру ца­ря Мар­дук-ап­ла-ид­ди­на, вы­пол­нен­ный в ста­ро­ва­ви­лон­ской ху­дож. тра­ди­ции.

Но­вый рас­цвет иск-ва В. при­шёл­ся на но­во­ва­ви­лон­ский пе­ри­од: строи­тель­ст­во Ва­ви­ло­на, зик­ку­ра­тов (Ва­ви­лон, Бор­сип­па). Мо­ну­мен­таль­ные зда­ния от­ли­ча­ют­ся со­раз­мер­но­стью про­пор­ций; по шу­мер­ской тра­ди­ции плос­ко­сти стен оформ­ля­лись че­ре­до­ва­ни­ем ус­ту­пов и пи­лястр (ниж­ний храм в ан­самб­ле Эзи­да в Бор­сип­пе). Изо­бра­зит. иск-во про­дол­жа­ло тра­ди­ции иск-ва Ас­си­рии, но с пре­об­ла­да­ни­ем куль­то­вой те­ма­ти­ки (рель­еф­ные изо­бра­же­ния жи­вот­ных из гла­зу­ров. кир­пи­ча, пе­ча­ти).

Музыка

Арфист. Рельеф. Камень. Старовавилонский период. Восточный институт (Чикаго).

От ста­ро­ва­ви­лон­ско­го пе­рио­да со­хра­ни­лись ка­та­ло­ги гим­нов, ин­ст­рук­ции по на­строй­ке струн­ных ин­ст­ру­мен­тов. Тео­рия му­зы­ки поль­зо­ва­лась шу­мер­ской и ак­кад­ской тер­ми­но­ло­ги­ей, бы­ли из­вест­ны семь 7-сту­пен­ных зву­ко­ря­дов и со­от­вет­ст­вую­щих им спо­со­бов на­строй­ки ин­ст­ру­мен­тов, су­ще­ст­во­ва­ло по­ня­тие об ок­та­ве. В ста­ро­ва­ви­лон­ский пе­ри­од му­зы­ку на­ча­ли за­пи­сы­вать, пред­по­ло­жи­тель­но су­ще­ст­во­ва­ли та­бу­ла­ту­ры. За­фик­си­ро­ва­но по­яв­ле­ние в это вре­мя но­во­го для ре­гио­на ин­ст­ру­мен­та – уг­ло­вой ар­фы с боль­шим ладь­е­вид­ным кор­пу­сом (со­хра­ни­лось мно­же­ст­во од­но­тип­ных изо­бра­же­ний си­дя­ще­го ар­фи­ста). Со­хра­ни­лись так­же под­лин­ные гли­ня­ные по­гре­муш­ки (в т. ч. зоо­морф­ные). Па­мят­ни­ки но­во­ва­ви­лон­ско­го вре­ме­ни не­мно­го­чис­лен­ны.

О ли­те­ра­ту­ре В. см. в ст. Шу­ме­ро-ак­кад­ская ли­те­ра­ту­ра.

Лит.: Дан­да­ма­ев М. А. Раб­ст­во в Ва­ви­ло­нии. VII–IV вв. до н. э. (625–331 гг.). М., 1974; он же. Ва­ви­лон­ские пис­цы. М., 1983; Ис­то­рия Древ­не­го Вос­то­ка: за­ро­ж­де­ние древ­ней­ших клас­со­вых об­ществ и пер­вые оча­ги ра­бо­вла­дель­че­ской ци­ви­ли­за­ции. М., 1983. Ч. 1: Ме­со­по­та­мия; Клоч­ков И. С. Ду­хов­ная куль­ту­ра Ва­ви­ло­нии: че­ло­век, судь­ба, вре­мя. М., 1983; Ис­то­рия Древ­не­го ми­ра. М., 1989. Кн. 1: Ран­няя древ­ность; Оп­пен­хейм А. Л. Древ­няя Ме­со­по­та­мия: Порт­рет по­гиб­шей ци­ви­ли­за­ции. 2-е изд. М., 1990; Babylonian topographical texts / Ed. A. R. George. Leu­ven, 1992. См. так­же лит. при ст. Ва­ви­лон.

Искусство. Лит.: Frankfort H. The art and architecture of the ancient Orient. Baltimor, 1954; Флитт­нер Н. Д. Куль­ту­ра и ис­кус­ст­во Дву­ре­чья и со­сед­них стран. М.; Л., 1958; Ис­кус­ст­во Древ­не­го Вос­то­ка. М., 1968; Афа­нась­е­ва В. К., Лу­ко­нин В. Г., По­ме­ран­це­ва Н. А. Ис­кус­ст­во Древ­не­го Вос­то­ка. М.,1976; Ллойд С. Ар­хео­ло­гия Ме­со­по­та­мии. М., 1984; Rashid S. A. Mesopotamien. Lpz., 1984 (Musik­ge­schich­te in Bildern. Bd 2. Lfg 2); Шлюм­бер­же Д. Эл­ли­ни­зи­ро­ван­ный Вос­ток. М., 1985.

Вернуться к началу