ВАВИЛО́Н
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАВИЛО́Н (шумерское – Кадингирра, аккадское – Баб-или), крупнейший город на древнем Ближнем Востоке (2-я пол. 3-го тыс. – 4 в. до н. э.). Находился в Месопотамии, на берегу р. Евфрат; развалины В. – близ совр. г. Эль-Хилла, в 80 км к югу от Багдада (Ирак). Впервые в клинописных текстах упоминается в правление царей аккадской династии (24–23 вв. до н. э.). В кон. 3-го тыс., при царях III династии Ура, В. был небольшим провинц. центром, в котором находился царский наместник, собиравший подати.
В нач. 2-го тыс. В., как и большинство городов Месопотамии, оказался под контролем амореев, один из вождей которых (Сумуабум) основал здесь свою династию (I Вавилонская династия, 1894–1595 до н. э.). В правление её шестого представителя Хаммурапи (1792–50), который сумел объединить всю территорию Месопотамии в единое государство, В. впервые стал политич. центром страны и оставался им более 1000 лет. Город был провозглашён «вечным обиталищем царственности», а его бог-покровитель Мардук занял одно из центр. мест в общемесопотамском пантеоне.
Во 2-й пол. 2-го тыс., с воцарением в Юж. Месопотамии новых правящих династий, В. оставался столицей Юж. Месопотамии. Город богател, в нём успешно развивались ремёсла и торговля, стремительно увеличивалось население. Экономич. рост отразился и на внешнем облике В.: был разработан и осуществлён новый план гор. застройки, возведены новые стены и гор. ворота, проложены широкие улицы в центр города для прохождения храмовых процессий. В 14 в. В. было предоставлено право самоуправления, его жители были освобождены от гос. повинностей и воен. призыва.
Вавилонская школа – «э-дубба» («дом табличек»), занимала ведущее место в системе образования и сохранения писцовых традиций. Созданный здесь новый культовый эпос о Сотворении мира («Энума элиш») закрепил представление о Мардуке как изначально главном мировом божестве и о городе В. как космологич. и теологич. центре мира. В самом назв. города [слово «Вавилон» означает «Врата бога»] отражена его роль как центра мира, места соединения земного и небесного. Эта концепция нашла воплощение в т. н. вавилонской карте мира. Земля представлена на ней как круглый диск, плавающий в океане. В центре – город В. в виде прямоугольника. Река Евфрат, пересекающая круг сверху вниз, разделяет город на две части.
На протяжении своей длительной истории В. перенёс много тяжёлых испытаний. В 1595 до н. э. В. был захвачен хеттами, ок. 1518 попал под власть касситов. В нач. 1-го тыс. борьба за В. шла между Ассирией и арамейскими племенами халдеев. С 732 В. входил в состав Ассирийской державы. Наиболее трагические для города события произошли в 689, когда ассирийский царь Синаххериб, разгневанный неповиновением вавилонян, приказал разрушить город и стереть его с лица земли.
В ходе длительного процесса строительства и реконструкции, начавшегося после смерти Синаххериба и достигшего своей кульминации в правление вавилонского царя Набушаднеццара II (библейского Навуходоносора II), В. был заново отстроен. Царствование Навуходоносора II (605–562 до н. э.) было временем величайшего экономич. и культурного подъёма страны. Воен. успехи Вавилонии, границы которой простирались в это время от Египта до Ирана, обеспечили ей политич. стабильность и способствовали постоянному притоку в столицу огромных богатств. Это позволило осуществить грандиозную программу по реконструкции В., превратившегося в самый большой и богатый город на Ближнем Востоке.
Облик В. известен по многочисл. клинописным документам, описанию Геродота, археологич. раскопкам, проводившимся с сер. 19 в., но особенно плодотворным под рук. Р. Кольдвея (в 1899–1917). Все эти источники касаются преим. В. 7–4 вв. до н. э. (более ранние слои оказались недоступными из-за высокого уровня воды в Евфрате). Город, выстроенный с использованием регулярной планировки, был разделён Евфратом на две части (Старый и Новый город) и представлял собой вытянутый в плане прямоугольник (пл. ок. 10 км2), окружённый 2–3 рядами крепостных стен из кирпича с массивными зубчатыми башнями, подземными ходами и 8 воротами, названными именами богов вавилонского пантеона. Через ворота богини Иштар (реконструкция представлена в Гос. музеях, Берлин), облицованные глазурованным кирпичом с рельефными фигурами священных животных (львов, быков, драконов), проходила осн. ось Старого города – Дорога процессий. Центр Старого города занимал сакральный участок с 7-ярусным, т. н. зиккуратом Этеменанки (арх. Арадаххешу, сер. 7 в. до н. э.), который связывается с библейской легендой о Вавилонской башне, и Эсагила (гл. храм В., посвящённый богу Мардуку); там же находился самый большой рынок. Старый город был застроен храмами (богинь Нинмах, Иштар и др.), богатыми частными и общественными зданиями. В сев.-зап. части Старого города располагался Большой, или Южный, дворец Навуходоносора II (начало строительства – при Набопаласаре) – гигантский комплекс из пяти дворов включал служебные помещения чиновников, резиденцию гл. чиновника, большой тронный зал (в третьем, гл. дворе) со стенами, декорированными рельефами из цветного кирпича с изображением «древа жизни» и шагающих львов; с северо-востока к дворцу примыкали т. н. Висячие сады Семирамиды. Новый город, соединённый со Старым городом каменным мостом длиной 123 м, в осн. был застроен жилыми кварталами. Вне кольца гор. стен – гл. дворец-резиденция Навуходоносора II (на берегу Евфрата) с музеем трофеев из Мари, Ассирии, Сирии и др. стран и Дворец новогодних праздников. За пределами В. – летний дворец Навуходоносора II. В. был огромным городом с населением ок. 200 тыс. чел. Вместе с вавилонянами мирно уживались люди разных языков и культур. Многие из них приехали сюда или были привезены как пленники со всех концов огромной Вавилонской империи и даже из-за её пределов (мидийцы, эламитяне, египтяне, иудеи). Они продолжали говорить на своих родных языках (библейское «смешение языков») и носили свою традиц. одежду. Отзывы о В. в Библии далеки от восторгов, поскольку они связаны с воспоминаниями о конфликтах Израиля и Иудеи с Вавилонией, гибелью Иудейского царства и вавилонским пленом иудеев.
После завоевания В. персами в 539 до н. э. город продолжал сохранять статус столицы. Только в 479, после подавления очередного восстания вавилонян против персов, перс. царь Ксеркс лишил город самостоятельности. С этого времени В. утратил значение важнейшего культового центра, хотя хозяйств. жизнь в городе продолжалась. Между 470 и 460 В. посетил Геродот, который оставил подробное описание его достопримечательностей, назвав его «не только очень большим, но и самым красивым» из всех известных ему городов. В 331 В. овладел Александр Македонский. В 312 В. перешёл к Селевку I Никатору (одному из полководцев Александра Македонского), при котором б. ч. жителей В. была переселена в новую столицу – Селевкию-на-Тигре, построенную неподалёку от Вавилона.
Среди построек эллинистического времени – театр (4 в. до н. э., близ храма Мардука). На месте огромного города осталось небольшое поселение. После завоевания области Двуречья арабами в 624 н. э. исчезло и оно. Вскоре и само место, где находился древний В., было забыто.