МА́РДУК
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́РДУК (аккадское), центральное божество вавилонского пантеона, гл. бог г. Вавилон. Этимология имени М. (шумерское Амар-Уту, AMAR. UTU, букв. «телёнок солнца») неясна, нет уверенности, что это имя шумерского происхождения. Оно могло принадлежать к протошумерскому, несемитскому лингвистич. слою (о котором ничего не известно). Бог М. считался сыном бога Эйя (шумерское Энки), бога подземных вод, мудрости и ремёсел и богини Дамкины. Его супруга богиня Царпанитум, сын – бог письма и мудрости Набу, гл. бог г. Борсиппы. Первоначальный характер божественных функций М. остаётся неизвестным, но позднее он был связан с водой, растительностью, судом и магией.
Отдельные упоминания имени М. появляются в клинописных текстах с кон. 3-го тыс. до н. э. Однако до тех пор, пока г. Вавилон был малозначительным провинциальным центром, гл. гор. бог Вавилона М. оставался одним из множества незначит. младших богов месопотамского пантеона. Более важную роль культ этого бога стал играть с нач. 2-го тыс. до н. э., со времени правления I вавилонской династии. Превращение Вавилона в политич. и экономич. центр Месопотамии при Хаммурапи (18 в. до н. э.) усилило значение этого города как религ. центра и положило начало длительному процессу, в ходе которого бог М. оказался во главе месопотамского пантеона.
Завершение этого процесса связано, по-видимому, с событиями правления Навуходоносора I (12 в. до н. э.). Имя этого царя Вавилона надолго сохранялось в памяти потомков, потому что он сурово отомстил эламитам за разграбление Вавилона и вернул статую М., увезённую в столицу Элама г. Сузы. Триумфальное возвращение статуи М. в Вавилон и восстановление его культа как покровителя государства и института царской власти окончательно утвердило положение этого бога во главе месопотамского пантеона. Некоторые исследователи даже видят в этих событиях отражение первых шагов движения религ. сознания в направлении к монотеизму.
Для объяснения того, как М. достиг такой власти, потеснив мн. древних богов (прежде всего бога Энлиля, главу месопотамского пантеона в 3-м тыс. до н. э.), теологами Вавилона была написана эпич. поэма «Энума элиш» (букв. «Когда наверху…»). Её создание датируется предположительно временем правления Навуходоносора I. Этот эпос, копии которого были найдены при раскопках Ниневии, Ашшура и др. городов Месопотамии, занимал 7 табличек, каждая из которых содержала от 115 до 170 строк поэтич. текста. После рассказа о происхождении богов и последовательности их поколений вплоть до рождения М. эпос повествовал о том, как богам пришлось вступить в борьбу с силами хаоса. В самый трудный момент на помощь старшим богам пришёл молодой бог М. Он одержал победу над злыми силами в битве с ужасной Тиамат, воплощением первозданного океана, и овладел Таблицами Судеб. За избавление от Тиамат М. был избран главой богов. Далее в эпосе подробно описываются деяния М. как верховного бога: создание земли и неба, распределение обязанностей между богами, сотворение человечества. Заканчивается эпос перечислением 50 почётных имён М., причём каждому имени даётся объяснение. Чтение эпоса «Энума элиш» составляло важную часть 11-дневного новогоднего праздника, который справлялся в гл. храме бога М. в Вавилоне. Битва М. с Тиамат получила отражение в ассир. иконографии. Изображения этой битвы сохранились не только на цилиндрич. печатях, но даже на бронзовом барельефе на воротах Новогоднего храма в Ашшуре.
Главный храм М. в Вавилоне – Эсагила впервые упоминается в клинописных текстах кон. 3-го тыс. до н. э. К нач. 1-го тыс. до н. э. вокруг Эсагилы вырос большой храмовый комплекс, состоявший из сотен зданий, выстроенных вокруг трёх больших открытых дворов. К северу от него находился огромный зиккурат (многоступенчатый храм), на верхней террасе которого располагалось ещё одно святилище Мардука.
Единственным серьёзным соперником М. после 1000 до н. э. был Ашшур, гл. бог ассирийского пантеона. На юге Месопотамии М. правил единовластно, в текстах его часто называли Бел (от семитского «баал», «господин»). В поздневавилонской астрологии М. был связан с планетой Юпитер, а его супруга Царпанитум ассоциировалась с планетой Венера.
М. изображался в виде человека в богатом головном уборе и плаще, украшенном золотыми звёздами. В руках он держит свои божественные регалии: скипетр, трезубец или молнию. Священное животное М., которое часто изображают рядом с ним, так называемый дракон с раздвоенным языком (мушхушшу), объединяет в себе черты льва, орла и змеи.