А́ШШУР
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
А́ШШУР (Ассур), главный бог ассирийского пантеона. Первоначально – племенное божество, бог-патрон г. Ашшур, покровитель охоты и скотоводства. Со 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. становится верховным божеством, обретает титулы и эпитеты главы шумерского пантеона – бога Энлиля и сливается с ним в единый образ бога Бела («Владыки»). Позднее приобретает также функции творца вселенной, вершителя судеб, средоточия мудрости, воителя, судьи и др. Эмблемой А. был крылатый солнечный диск. Сам он изображался в виде бородатого охотника с луком и стрелами под сенью его лучей. Символами А. были также крылатый бык (шеду), пальмовая ветвь и др. Супругой А. была Иштар. Как ипостась Энлиля А. считался также мужем богини Нинлиль и отцом Нинурты и Иштар (семья Энлиля). Со 2-го тыс. до н. э. многие ассир. цари носили теофорные имена, включавшие в себя имя А.: начиная с Пузур-Ашшура I их насчитывается 32, что составляет 1/4 часть ассир. царского списка. Как покровитель царя А. осенял его на парадных рельефных изображениях. Царь же был верховным жрецом бога А. В ассир. письменных памятниках фигурируют письма-отчёты царей (Саргон II, Асархаддон и др.) богу о свершённых ими деяниях. Один из самых популярных праздников – новогодний – справлялся в честь А. и во многом повторял аналогичные обряды Вавилона, связанные с культом Мардука. Два месяца ассир. календаря (середина октября – середина декабря) были посвящены А. и названы в его честь. Первый храм А., по преданию, был построен царём хурритского происхождения Уппиа на месте поселения Ашшур. Последующие ассир. цари многое сделали для процветания его и одноимённого города, а парфяне возвели на его руинах новый храм в честь бога, которого продолжали почитать. Храм А. играл не только культовую, но и значит. экономич. роль, в т. ч. в торговле. Культ А., получивший распространение, вероятно, с 3-го тыс. до н. э., сохранялся по 3 в. н. э.