Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

А́ШШУР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 597

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. С. Соловьёва
Культовый рельеф из Ашшура. 8–7 вв. до н. э. Переднеазиатский музей (Берлин).

А́ШШУР (Ас­сур), глав­ный бог ас­си­рий­ско­го пан­те­о­на. Пер­во­на­чаль­но – пле­мен­ное бо­же­ст­во, бог-па­трон г. Аш­шур, по­кро­ви­тель охо­ты и ско­то­вод­ст­ва. Со 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. ста­но­вит­ся вер­хов­ным бо­же­ст­вом, об­ре­та­ет ти­ту­лы и эпи­те­ты гла­вы шу­мер­ско­го пан­те­о­на – бо­га Эн­ли­ля и сли­ва­ет­ся с ним в еди­ный об­раз бо­га Бе­ла («Вла­ды­ки»). Позд­нее при­об­ре­та­ет так­же функ­ции твор­ца все­лен­ной, вер­ши­те­ля су­деб, сре­до­то­чия муд­ро­сти, вои­те­ля, су­дьи и др. Эмб­ле­мой А. был кры­ла­тый сол­неч­ный диск. Сам он изо­бра­жал­ся в ви­де бо­ро­да­то­го охот­ни­ка с лу­ком и стре­ла­ми под се­нью его лу­чей. Сим­во­ла­ми А. бы­ли так­же кры­ла­тый бык (ше­ду), паль­мо­вая ветвь и др. Суп­ру­гой А. бы­ла Иш­тар. Как ипо­стась Эн­ли­ля А. счи­тал­ся так­же му­жем бо­ги­ни Нин­лиль и от­цом Ни­нур­ты и Иш­тар (се­мья Эн­ли­ля). Со 2-го тыс. до н. э. мно­гие ас­сир. ца­ри но­си­ли тео­фор­ные име­на, вклю­чав­шие в се­бя имя А.: на­чи­ная с Пу­зур-Аш­шу­ра I их на­счи­ты­ва­ет­ся 32, что со­став­ля­ет 1/4 часть ас­сир. цар­ско­го спи­ска. Как по­кро­ви­тель ца­ря А. осе­нял его на па­рад­ных рель­еф­ных изо­бра­же­ни­ях. Царь же был вер­хов­ным жре­цом бо­га А. В ас­сир. пись­мен­ных па­мят­ни­ках фи­гу­ри­ру­ют пись­ма-от­чё­ты ца­рей (Сар­гон II, Асар­хад­дон и др.) бо­гу о свер­шён­ных ими дея­ни­ях. Один из са­мых по­пу­ляр­ных празд­ни­ков – но­во­год­ний – справ­лял­ся в честь А. и во мно­гом по­вто­рял ана­ло­гич­ные об­ря­ды Ва­ви­ло­на, свя­зан­ные с куль­том Мар­ду­ка. Два ме­ся­ца ас­сир. ка­лен­да­ря (се­ре­ди­на ок­тяб­ря – се­ре­ди­на де­каб­ря) бы­ли по­свя­ще­ны А. и на­зва­ны в его честь. Пер­вый храм А., по пре­да­нию, был по­стро­ен ца­рём хур­рит­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния Уп­пиа на мес­те по­се­ле­ния Аш­шур. По­сле­дую­щие ас­сир. ца­ри мно­гое сде­ла­ли для про­цве­та­ния его и од­но­имён­но­го го­ро­да, а пар­фя­не воз­ве­ли на его руи­нах но­вый храм в честь бо­га, ко­то­ро­го про­дол­жа­ли по­чи­тать. Храм А. иг­рал не толь­ко куль­то­вую, но и зна­чит. эко­но­мич. роль, в т. ч. в тор­гов­ле. Культ А., по­лу­чив­ший рас­про­стра­не­ние, ве­ро­ят­но, с 3-го тыс. до н. э., со­хра­нял­ся по 3 в. н. э.

Лит.: Driel G. van. The cult of Assur. Assen, 1969; Якоб­сен Т. Со­кро­ви­ща тьмы: Ис­то­рия ме­со­по­там­ской ре­ли­гии. М., 1995.

Вернуться к началу