АМОРЕ́И
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АМОРЕ́И (амориты), общее название западно-семитского населения сиро-аравийских степей и полупустынь, данное ему вост. соседями. Чаще всего А. упоминаются в шумерских и аккадских клинописных текстах из Месопотамии, а также в документах из архивов хеттских царей и егип. фараонов и в Библии.
Аккадское слово amurrum (западный) в значении этнонима впервые появилось в староаккадских источниках (2-я пол. 3-го тыс. до н. э.) как семантич. эквивалент шумерского термина mar.tu (запад), которым ещё в нач. 3-го тыс. до н. э. шумеры называли как регион, расположенный к западу от Месопотамии (от правого берега Евфрата до Средиземного м.), так и население этого региона. Этимология шумерского термина mar.tu и соотношение между ним и аккадским amurrum остаются неясными.
Население, которое их соседи называли А., состояло из множества родственных по происхождению, но совершенно независимых друг от друга, а нередко и враждовавших между собой племён, каждое из которых занимало свою определённую территорию. В зависимости от условий окружающей среды они могли заниматься и земледелием, и полукочевым скотоводством (разведением овец и коз), проживая в небольших сельских поселениях, реже в городах. Уже во 2-й пол. 3-го тыс. до н. э. отд. группы А. в результате естеств. миграции постепенно проникали в Сев. Сирию и Месопотамию, где оседали и приобщались к гор. цивилизации. В шумерских лит. текстах, дошедших до нас в копиях нач. 2-го тыс. до н. э., А. нередко изображали как не знавших цивилизованной гор. жизни (они не хоронили своих умерших, ели сырую пищу и жили в шатрах).
Аморейский яз. относится к группе западно-семитских языков, но точное соотношение его с др. языками этой группы остаётся пока не установленным, т. к. тексты на аморейском яз. отсутствуют. Осн. источником наших знаний о нём являются неск. аморейских слов, а также ок. 6000 аморейских имён собственных, которые исследователи обнаружили в аккадских клинописных текстах.
Рост населения, ухудшение природных условий, а возможно, и появление в Передней Азии новых этнич. групп вызвали в кон. 3-го тыс. до н. э. массовую миграцию аморейских сообществ на запад и восток. С миграцией А. на запад некоторые исследователи связывают археологич. свидетельства разрушения в это время целого ряда крупных городов Вост. Средиземноморья, в которых позднее воцарились аморейские династии. Миграция аморейских племён на восток, в Месопотамию, привела к тому, что к кон. 3-го тыс. до н. э. большие группы А. обосновались здесь почти во всех крупных городах. На территории между городами аморейские скотоводы пасли свои стада. А. также нанимались на воинскую службу к местным правителям. Ок. 2000 столица Юж. Месопотамии г. Ур был разрушен войсками его юго-вост. соседа Элама, вероятно не без участия А., и в течение столетия после этого во всех крупных городах Двуречья к власти пришли правители, носившие аморейские имена. Аморейской династии г. Вавилон в правление царя Хаммурапи удалось подчинить все остальные города и объединить Месопотамию в рамках единого централизованного гос-ва, которое просуществовало более 200 лет (I вавилонская династия).
Период правления родственных аморейских династий в Вавилонии, Сирии и Палестине способствовал усилению экономич. и культурного взаимодействия между этими регионами древнего Ближнего Востока. После разрушения Вавилона хеттами (1595 до н. э.) и падения I вавилонской династии упоминания об А. в документах из Месопотамии постепенно исчезают. Некоторая часть А., потомки тех, кто пришёл в Месопотамию в нач. 2-го тыс. до н. э., возможно, покинули её после прихода к власти в Вавилоне новой – касситской династии. Они переправились на правый берег Евфрата и вернулись на свои прежние места обитания к западу от Месопотамии, где со временем смешались с родственным западно-семитским населением Аравии, Сирии и Вост. Средиземноморья, войдя в число предков целого ряда народов семитской языковой семьи, в т. ч. евреев и арабов.
В библейской традиции термин «А.» встречается как обозначение всего доизраильского населения Палестины или отд. групп этого населения (Нав. 10:5, 24:15; Быт. 15:21; Втор. 7:1). С уходом А. из Месопотамии связывают библейское предание об Аврааме, который жил в Уре Халдейском (Юж. Месопотамия?), а затем по слову Бога покинул его, отправившись со всеми своими домочадцами в Харран (Сев. Сирия) и далее в Палестину.