АВРАА́М
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АВРАА́М (евр. אברהם; греч. Ἀβραάμ, лат. Abraham), ветхозаветный патриарх. Родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) разл. араб. племён. Об А. повествуется в кн. Бытия (11:27–25:11). С А. начинается новый этап Священной истории послепотопного времени. На пути из Ура Халдейского с отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Сарой А. получил от Бога обетование и благословение о великом потомстве. По переселении А. в Ханаан Бог обещает его потомству отдать эту землю (Землю обетованную) и избирает А. родоначальником Израиля (Быт. 12:2, 17:4–8; Ис. 51:2). На это избрание А. отвечает послушанием и верой. Господь предсказал судьбу потомков А., определив границы будущего израильского царства – «от реки Египетской до великой реки Евфрата» (Быт. 15:7–21), и заключил с А. «завет вечный», дав обетование, что тот станет отцом множества народов, а Господь будет Богом А. и его потомков, рождённых от Сары. Первоначальное имя Аврам было изменено Богом на А. (Быт. 17:5), библейская этимология (отец множества народов), а его жены Сары – на Сарра. Как знаменование завета Бог установил обрезание всякого младенца мужского пола и благословил Сарру, предсказав рождение Исаака. В дубраве Мамрийской А. явились три странника (ангела), что в христианской традиции трактуется как явление Св. Троицы. Кульминацией испытания веры А. стало повеление Бога принести в жертву единственного сына Исаака. А. повиновался, но в последнее мгновение ангел Господень остановил его, и вместо Исаака в жертву был принесён овен. В награду Бог подтвердил обетования, данные А. ранее.
В иудейской традиции А. уже в период Второго храма стал героем мн. легенд. Выросший в среде идолопоклонников, А. обратился к Единому Богу и проповедовал Его (кн. Юбилеев, 11:16; 12:1–21; 20:7–10; 21:3–5, 21–25; 22:6; Иосиф Флавий. Иудейские древности, I, 7, 1; Апокалипсис Авраама, 1–8, и др.). Эллинистич. иудаизм воспринимал А. как воплощение эллинского идеала добродетели (Прем.; Филон Александрийский. Об Аврааме, 52–54; Оракулы Сивиллы, III, 218). С именем А. связывались также некоторые апокрифы и псевдоэпиграфы: Апокалипсис Авраама (79–81 н. э. ?), Завет Авраама (2 в. до н. э. – 6 в. н. э.).
В христианской традиции А. – отец всех верующих. Евангелист Матфей начинает родословие Иисуса с А. Однако причастности к детям А. недостаточно для спасения, на что надеялись иудеи, ибо Христос – больше А. (Ин. 8:52–59). Благословение А. и завет Бога с ним исполнились во Христе (Деян. 3:25), и христиане вправе именовать себя избранным народом (Ириней Лионский, Иустин Философ и др.).
В коранич. традиции А. (араб. Ibrahim) – праотец арабов и евреев, основатель монотеизма, свободного от последующих искажений. Бог ниспослал А. писание, которое именуется «книгой А.» (Коран, 19:42) и «свитками А.» (Коран, 53:37–38; 87:19). По преданию, А. возвёл дом Божий на том месте, где теперь находится Кааба, и установил паломничество к нему (Коран, 2:119–121; 22:27).
Три монотеистич. религии (иудаизм, христианство и ислам), исповедующие, подобно А., веру в Единого Бога, именуются авраамическими.
День памяти А. православная церковь отмечает 9(22) октября.
Иконография
В ранневизантийском иск-ве А. иногда изображался юным, в короткой тунике, но распространение получила иконография, представленная в росписях синагоги в Дура-Европос в Сирии (245–256): А. – зрелый муж или старец, в длинной тунике с клавами и в паллиуме. В ср.-век. иск-ве Зап. Европы иногда изображался в короне (как предок Христа), до 9 в. – без нимба. Наиболее часто А. фигурирует в сюжетах «Жертвоприношение А.» (символ Евхаристии) и «Гостеприимство А.» («Явление трёх ангелов А.»); самые ранние примеры – в росписях катакомб Присциллы (2 в.) и на Виа Латина (4 в.) в Риме, в рельефах саркофагов. Сюжеты, связанные с А., часто встречаются в росписях и мозаиках (напр., в ц. Санта-Мария Маджоре в Риме, 432–440; в ц. Сан-Витале в Равенне, 6 в.), в пластич. декоре сакральных зданий (Шартрский собор; рельефы дверей флорентийского баптистерия работы Ф. Брунеллески и Л. Гиберти и др.). Сюжет «Гостеприимство А.» с 9 в. получает распространение также в византийском и др.-рус. иск-ве. В различных его вариантах А. предстоит ангелам, омывает им ноги, подносит чашу и т. п. В 9 в. возникает иконография, получившая название «Лоно Авраамово» (входившая в композицию Страшного суда, в т. ч. в скульптурных порталах, миниатюрах, росписях, напр. Успенского собора во Владимире): А. в раю, на троне, с душой евангельского бедняка Лазаря на коленях; по сторонам от А. восседают праотцы Исаак и Иаков. Изображения А. как ветхозаветного праведника встречаются в византийском иск-ве начиная с 14 в., с 16 в. образ А. включался в состав праотеческого чина рус. иконостасов.